При создании дорожного покрытия очень важно, чтобы дорожно-строительный материал достиг определенной прочности и упругости. Для этого его нужно хорошо уплотнить. В дорожном строительстве выделяют три способа уплотнения:
- укатку;
- уплотнение;
- вибро-уплотнение.
Основной машиной, осуществляющей уплотнений дорожного покрытия, являются дорожные катки. Множество фирм выпускают катки различного вида, мощности и веса. Среди характеристик, влияющих на качество уплотнения, стоит отметить следующие:
-
массу катка;
-
площадь контакта вала с уплотняемым слоем;
-
скорость укатки;
-
число проходов.
Если рассматривать дорожные катки с различных сторон, то и классификацию можно дать разную, в зависимости от рассматриваемых особенностей.
Классификация первая - по виду рабочего органа. Здесь выделяют катки:
- с гладкими вальцами;
- решетчатые;
- кулачковые;
- пневмоколесные;
- комбинированные.
Если гладкие вальцы известны всем, то назначение остальных стоит рассмотреть отдельно. Решетчатый каток имеет обечайку в виде решетки из литых металлических элементов. Он создан для уплотнения грунта, как связного, так и несвязного. Наличие решетки помогает разбивать комки и другие плотные образования. Кулачковые катки имеют на обечайках закрепленные кулачки. Основное их применение – рыхлые связные грунты толщиной не более 22-30 см. Особенность прохода кулачковым катком заключается в том, что первоначально кулачки уходят в грунт целиком и даже валец может в него погрузиться. Но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки предназначены для длительного приложения нагрузки к уплотняемой поверхности. В комбинированном катке устанавливаются различные вальцы, что усиливает качество его работы. Чаще всего комбинируют пневмоколесный вариант с виброколесным. Такая машина становится более универсальный и хорошо уплотняет фактически любой грунт.
Классификация вторая - по принципу действия.
Здесь существует два вида катков: статические и вибрационные. Статический каток движется по уплотняемому материалу, оказывая на проходимые поверхности стандартное давление. А вибрационный каток воздействует на уплотняемый слой как за счет силы тяжести, так и воздействуя на него в силу периодических колебаний. Использование вибрационного катка уменьшает количество проходов катка по следу в 1,5-3 раза в зависимости от грунта.
Классификация третья - по способу передвижения. Здесь выделяют:
-
прицепные (масса полностью передается на уплотняемый материал);
-
полуприцепные (часть массы передается на тягач);
-
самоходные.
Классификация четвертая - по числу осей. Катки бывают одноосные, двухосные, трехосные.
Классификация пятая - по количеству вальцов. Здесь выделяют одновальцовые, двухвальцовые, трехвальцовые.
Последние две классификации порождают всевозможные виды катков в зависимости от модельного ряда производителя.
Таким образом, рассматривая катки с точки зрения классификации, надо прежде всего отметить, что дорожный каток выбирается в зависимости от выполняемых функций и особенностей уплотняемых поверхности. Выбирая каток – действуйте с умом.