Челябинский тракторный завод введен в строй 1 июня 1933 года. Первой продукцией, сошедшей с конвейера, были гусеничные тракторы С-60 мощностью 60 л. с., работающие на легроиновом топливе. В 1937 году впервые в России освоив производство тракторных дизелей, ЧТЗ перешел на выпуск более экономичных дизельных тракторов С-65. В период Второй мировой войны предприятие вынуждено было полностью перейти на военную продукцию и стать крупнейшим в мире танкостроительным производством. Танки Т-34, самоходные установки СУ-152, тяжелые танки KB, ИС-1, ИС-2, ИС-З стали лучшими образцами военной техники того времени. В последующие годы челябинскими тракторостроителями освоен выпуск мощных и высокопроизводительных тракторов С-80, С-100, Т-100МЗ, ДЭТ-250. Они завоевали огромную популярность у потребителей.
На рубеже 1980-х годов завод претерпел широкомасштабную реконструкцию. В итоге были созданы условия для производства тракторов нового поколения - Т-130, Т-170 и ДЭТ-350 и инженерных машин на их базе.
ЧТЗ - сегодня
Символом мощности по праву можно назвать промышленные тракторы марки "ЧТЗ". Высокие показатели тяговых усилий, надежность в эксплуатации, простота технического обслуживания делают тракторы Челябинского тракторного завода незаменимыми при выполнении различных задач в народном хозяйстве России и странах зарубежья.
К разряду основной продукции относятся промышленные тракторы класса 10 и двигатели к ним. Это энергонасыщенные Т-170М 1.01, Т-10.02 и их модификации.
Исходя из требований потребительского рынка кроме выпуска тракторов, которые раньше традиционно поставлялись на другие заводы как базовые машины для различных агрегатов, взят курс на изготовление законченных видов изделий - инженерных машин для строительства и коммунального хозяйства, добычи полезных ископаемых и топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности и других отраслей.
География экспорта продукции ЧТЗ последнее время значительно расширилась. Наши тракторы снова покупают в Польше, Китае, Ираке, Египте, Вьетнаме. А в Германии Челябинскому тракторному заводу выдали сертификат, свидетельствующий о соответствии бульдозерно-рыхлительного агрегата Б 10.02 стандартам ЕС. Этот документ позволяет ОАО "ЧТЗ" продавать бульдозерно-рыхлительные агрегаты Б 10.02 в странах Евросоюза.
Новые трубоукладчики
В течение 6-ти лет Челябинский тракторный завод выпускает трубоукладчики ТР12 на базе трактора Т-170. До последнего времени производство осуществлялось в кооперации с заводом "ИНВИС" г. Глазов в части грузоподъемного оборудования, и модель ТР12, по существу, являлась подобием известного и положительно зарекомендовавшего себя трубоукладчика ТГ-1224Е. В то же время в конструкцию ТР12 были внесены усовершенствования, затронувшие в основном базовый трактор. Модернизирован двигатель в части топливной аппаратуры. Теперь, помимо, дизельного топлива, обеспечена возможность работы на бензинах, керосинах, а также на газовом конденсате. Снижена скорость трубоукладчика на первой передаче, усилена конструкция жестких связей ходовой части, внедрена каркасная кабина с увеличенным остеклением, оптимизирована технология изготовления, исключившая переделку базового трактора. Одновременно с производством серийных моделей проводились исследования для определения возможности увеличения грузоподъемности трубоукладчика на базе трактора Т-170.Грузоподъемность ТР12 обеспечивается моментом грузовой устойчивости 35 тоннометров, что соответствует номинальной грузоподъемности 12 тонн (по ГОСТ 15619-70) или максимальной грузоподъемности 30 тонн при минимальном вылете по стандарту SAE J743b. Зарубежные аналоги - это трубоукладчики Caterpillar 571 G и Komatsu D65C-6. Конструкция несущей системы трактора Т-170 позволила с внедрением усиливающих элементов и с применением опорных катков на подшипниках скольжения увеличить грузоподъемность до величины, обеспечиваемой моментом грузовой устойчивости 50 тоннометров. Это соответствует номинальной грузоподъемности 20 тонн или максимальной грузоподъемности 40 тонн при минимальном вылете по Стандарту SAE J743b. Зарубежные аналоги такого трубоукладчика - Caterpillar 572G и Komatsu D85C-12. Конструктивно повышение грузоподъемности достигнуто применением откидываемого противовеса и увеличением кратности полиспаста грузоподъемного оборудования.
Противовес выполнен в виде рычажного многозвенного механизма, обеспечивающего плавное перемещение грузов по заданной траектории. Оснащен четырьмя съемными грузами.
На трубоукладчике сохранен механический привод лебедки; при этом в редукторе привода добавлена третья передача. Третья передача привода обеспечивает повышенную скорость перемещения крюка и изменения вылета стрелы и предназначена для уменьшения времени на "холостые" перемещения грузоподъемного оборудования, т. е. для быстрого перемещения крюка без груза. Во фрикционах управления лебедки установлены диски с металлокерамическим покрытием.
Начиная с июля 2001 года Госгортехнадзором России введены в действия Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков ПБ 10-157-97. Этими Правилами вводится термин "кран-трубоукладчик" в дополнение к термину "трубоукладчик", определенному стандартами ГОСТ Р ИСО 6165-99, ГОСТ 27963-88 (ИСО 7136-86). Для приведения трубоукладчиков в соответствие с Правилами в конструкцию внедрена система безопасности. Система безопасности обеспечивает индикацию текущего состояния грузоподъемного оборудования и автоматическую остановку перемещений крюка и стрелы при достижении предельных рабочих значений линейных, угловых и весовых параметров, а также сигнализацию приближения к линиям электропередач. Трубоукладчикам ТР12 и ТР20 присвоено наименование "кран-трубоукладчик" и прикладывается паспорт образца, необходимого для регистрации в органах Госгортехнадзора.
Трубоукладчики ТР20 максимально унифицированы с ТР12. Унифицированными элементами являются базовый трактор, стрела, трехскоростной редуктор привода, лебедка. Не унифицированы полиспастная система, противовес, рама грузоподъемного оборудования, прибор безопасности в части настройки и регулировок.
Трубоукладчики ТР12 и ТР20 выпускаются в комплектации с пусковым двигателем или с электростартерной системой пуска (ЭССП). По отдельному заказу могут поставляться комплектации для работы в условиях низких температур с предпусковым подогревателем двигателя и (или) с дополнительным масляным радиатором в кабине, защитой ходовой части, утеплительным чехлом капота.
Обозначения
Краны-трубоукладчики номинальной грузоподъемности 12 тонн имеют следующие обозначения:
- ТР12.04.01 с пусковым двигателем
- ТР12.05.01сЭССП
Краны-трубоукладчики номинальной грузоподъемности 20 тонн:
- ТР20.01.01с пусковым двигателем
- ТР20.02.01сЭССП
Техническая характеристика ТР20.01.01
Базовый трактор Т-170М1 Б.01 (в спецкомплектации)
Эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 1250 об/мин | 132(180) |
Грузоподъемность номинальная, т | 20 |
Момент грузовой устойчивости, тм | 50 |
Максимальная высота подъема крюка, м | 5,3 |
Глубина опускания крюка при минимальном вылете груза, м | 2,5 |
Скорость передвижения, км/час | |
вперед |
1,75-7 |
назад |
2,49-8, 41 |
Среднее давление на грунт левой гусеницы (при использовании всего момента устойчивости и нагрузке на крюке 20 т), кгс/см2 | 2,3 |
Расчетное максимальное тяговое усилие на ведущем колесе, т | 22 |
Масса, кг | 29 530 |
Емкость топливного бака, л | 300 |
Грузоподъемное оборудование
Лебедка - двух барабанная, реверсивная, с многодисковыми фрикционными муфтами включения и гидравлическим управлением. Привод -от верхнего вала коробки передач трактора через трехступенчатый редуктор, цепную передачу и карданный вал. Тормоза ленточные, нормально-замкнутые. Противовес - тип выносной, с перекрестной схемой выдвижения с гидравлическим приводом:
количество грузов, шт.................................4
масса одного груза, кг.............................. 750
масса противовеса, кг............................. 6 300
длина стрелы, м ........................................ 7