Машиностроительный завод Аугсбург - Нюрнберг (MAN) - один из ведущих производителей коммерческой техники, входящий в «большую европейскую семерку». Сегодня этот немецкий концерн - один из трех наиболее успешных компаний, реализующих грузовики в России (по итогам прошлого года MAN заняла второе место по совокупным показателям продаж новых и подержанных грузовиков).
MAN - компания с богатой и порой витиеватой историей. В этом году немецкий автогигант празднует свой 250-летний юбилей, а также 150-летие со дня рождения великого изобретателя, сотрудника компании MAN, Рудольфа Дизеля.
Как все начиналось
История MAN, которая в какой-то мере стала отражением развития мирового машиностроения, началась в далеком 1758 году. Тогда в Рурской области Германии был введен в эксплуатацию первый металлургический завод «Святой Энтони». И эта дата стала опорной точкой в развитии будущей всемирно известной компании по производству грузовой, автобусной и спецтехники.
В 1840 году состоялось открытие фабрики Людвига Зандера в Аугсбурге. Именно из этого небольшого машиностроительного завода возник немецкий концерн MAN. В 1893 году на этом предприятии был разработан первый двигатель внутреннего сгорания, который до сих пор носит имя своего создателя — Рудольфа Дизеля.
От станка — к грузовику
В своем становлении и развитии MAN прошел долгий и интересный путь. Чего здесь только не производилось: от первой книгопечатной машины до первой холодильной машины. И лишь в 1903 году произошло главное для компании событие - запуск производства грузовых автомобилей.
В 1955 году, приобретя фабричную территорию корпорации BMW, компания MAN основала автомобильный завод MAN в Мюнхене. Сегодня заводы MAN расположились по всему миру. Тяжелые грузовики и запасные детали к ним производятся на предприятиях в Мюнхене, Зальцгиттере, Кракове, Познани, Стараховице, Пьюне, спецтехника выпускается в Вене, автобусы — в Пилстинге, Плауэне, Анкаре, двигатели — в Нюрнберге.
Автобусная линия
Спустя ещё 35 лет снова происходит знаковое событие - выпуск первого в мире низкорамного сочлененного автобуса с полом, расположенным низко по всей своей площади. Кстати, работу по созданию многоместных машин общего пользования MAN ведет ещё с 20-х годов прошлого столетия. Именно тогда немецкий концерн начал выпускать первые городские автобусы. Спустя десяток лет компания начинает производство многоместных автобусов дальнего следования на базе крупных и тяжелых трехосных дизельных грузовых автомобилей.
Завершая тему автобусов, необходимо отметить, что в 2000 году MAN приобрела компанию Neoplan и через год создала автобусную группу предприятий NeoMAN.
Грузовая артиллерия
История MAN в России началась ещё во времена СССР. Первые поставки грузовиков MAN в Советский Союз начались в 80-х годах. Среди самых удачных и востребованных в России остаются три серии: TGX, TGA и TGL. Главными моделями, представленными немецкой корпорацией в текущем году для российского потребителя стали седельный тягач для региональных перевозок TGA 18.480 BLS cab L с колесной формулой 4×2 по цене 77 тыс. евро, седельный тягач для междугородних перевозок TGA 18.480 BLS cab XLX с колесной формулой 4×2 по цене 87 тыс. евро, седельный тягач-тяжеловоз TGA 33.480 BLS cab L с колесной формулой 6×4 по цене 99 тыс. евро, самосвал на шасси MAN TGA 33.350 (6×4) по цене 112,5 тыс. евро, самосвал на шасси MAN TGA 40.480 (6×4) по цене 123,9 тыс. евро, и, наконец, самосвал на шасси MAN TGA 41.480 (8×4) по цене 129,5 тыс. евро.
Не будем забывать и о другой успешной стороне деятельности компании MAN. Речь идет о ежегодном участии немецких грузовиков в самом престижном ралли-рейде «Дакар». А в позапрошлом году пилоту Хансу Стейси, управляющему грузовиком MAN, удалось одержать победу в гонке.
В прошлом году MAN устроил масштабный автопробег на грузовиках TGX Москва - Владивосток.
Мобильный музей
Но вернемся к тому, с чего начали. Этот год для MAN стал юбилейным, поэтому руководство компании решило отметить это событие с присущим ей масштабом. С апреля по декабрь 2008 года концерн проводит выставку, да не простую, а передвижную. За эти месяцы огромная колонна из экспонатов музея MAN своим ходом объедет всю Германию, делая остановки в различных городах и устраивая в них импровизированные выставки. Демонстрация этого мобильного музея показывает всю мощь и традиции великого немецкого концерна с 250-летней историей. Мобильный музей площадью 70 м² вмещает в себе множество экспонатов ретроавтомобилей MAN, которые компания производила более двух веков.
Эта выставка стала своеобразным историческим путешествием — от самых истоков компании MAN до настоящих успешных дней. Здесь представлено все — начиная от первого печатного станка для книг до гибридных автобусов.
Кстати, этому событию компания MAN даже посвятила отдельный сайт в интернете www.250-years-man, на котором об истории корпорации можно узнать более подробно.