Объединение итальянских земель в 1871-м году дало мощный толчок развитию промышленности этой страны. Несмотря на то, что даже в конце ХІХ века автомобилестроение развивалось черепашьими темпами, итальянский автопром уже имел чем похвастаться. Так, в 1899-м группа инвесторов из Турина приняла решение основать автомобильную компанию, которая уже через несколько лет стала крупнейшим мировым автопроизводителем.
Во многом это произошло благодаря стараниям Джованни Аньелли, отставного офицера, который, став в 1902-м году управляющим компании, установил на предприятии железную армейскую дисциплину. После посещения Джованни Аньелли предприятий Форда на заводах в Турине был установлен автосборочный конвейер, причем первый в Европе. 1919-1920 стали для завода годами массовых забастовок под предводительством коммунистов Пальмиро Тольятти и Антонио Грашми, и Джованни Аньелли удалось возвратиться к руководству только после установления фашистского режима, за сотрудничество с которым его в 1945-м году снова уволили.
В 1966 президентом компании назначен Витторио Валетта, итальянцы подписали с СССР договор о предоставлении технической помощи для организации производства авто fiat 124, более известного как ВАЗ-2101. 1969 год примечателен получением контроля над автомобильной компанией Lancia, которая в 1906-м была основана Винченцо Ланча. В 1979-м холдинг уже включал в себя фирмы Ferrari и Autobianchi, позже произошло поглощение марок Alfa Romeo и Maserati. К началу 80-х концерн стал фактически монополистом на итальянском рынке автомобилей.
Из-за различных проблем с надежностью автомобилей в конце 1980-х и в 90-х престиж компании упал. 1984 год ознаменовался уходом с авторынка США, а в 1989 Fiat ушел из Австралии. В конце 90-х подразделение компании по производству авто стало убыточным. Тем не менее, в 2005-м, впервые за долгие годы, итальянской компании удалось с прибылью закончить год. Однако в 2009-м у концерна вновь возникли серьезные финансовые трудности, и его чистый убыток за этот год равнялся 838 млн. евро.
Компания FIAT была основана 11 июля 1899 года в Турине, когда в Palazzio Brikerazio был подписан устав компании "Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino". Один из членов правления - Джованни Аньелли - пользовался уважением, и в 1902 году именно он стал директором по маркетингу FIAT.
Первый завод открылся в 1900 году в Турине на улице corso Dante. Здесь работали 150 человек и выпускали 24 автомобиля в год. Логотип FIAT - овал на синем фоне - был разработан Carlo Biscaretti в 1904 году.
В первом автомобильном пробеге по Италии до финиша дошли 9 автомобилей FIAT. Первым авомобилем, который мог действительно конкурировать с автомобилями других марок, стал FIAT 24 HP.
В 1908 году в Соединенных Штатах была открыта компания "FIAT Automobile Co". За несколько лет FIAT полностью обновил производство: автомобили впервые были оснащены аккумуляторами. Другой новинкой стала карданная трансмиссия, запатентованная компанией FIAT.
В 1916 году под руководством Giacomo Matte Trucco началось строительство завода Lingotto. Это был крупнейший в Европе завод, который располагался на пяти этажах, а на крыше находилась грандиозная испытательная площадка. Строительство завода было завершено в 1922 году.
FIAT распространяет свою деятельность на сталелитейную отрасль, железные дороги, энергетику и общественный транспорт. Была создана компания «Фиат Лубрификанти» и открыт первый итальянский филиал в России.
Во время Первой мировой войны производство компании было полностью ориентировано на поставки для армии. После окончания войны последовали годы кризиса и преобразований, но в 1923 году рост возобновился благодаря эффективной противозатратной политике.
Джованни Агнелли стал главным исполнительным директором. Политика компании была направлена на развитие поточного промышленного производства.
Была создана целая система социального обеспечения сотрудников: от услуг здравоохранения до специализированных школ и спортивных клубов.
В годы правления Муссолини FIAT был вынужден изменить свои планы и сосредоточиться на внутреннем рынке. В тридцатые значительный технологический прогресс произошёл в производстве автобусов и грузовиков, одновременно расширились авиационный и железнодорожный секторы.
В 1934 и 1936 годах соответственно были выпущены два народных автомобиля: Balilla, также известная как Tariffa minima и Topolino - самый маленький в мире автомобиль, который выпускался до 1955 года.
В годы войны производство легковых автомобилей пошло на спад, а выпуск грузовиков увеличился. Реконструкция заводов, разрушенных во время войны, завершилась в 1948 году благодаря американским субсидиям в рамках реализации плана Маршалла. Выпустив две новых модели автомобилей - 500 и 1400, FIAT подтвердил свою приверженность исследованиям и инновациям. Впервые в автомобилях серийного производства были установлены системы отопления и вентиляции. Продолжались исследования в области строительства двигателей для судов и самолетов. В 1951 году был выпущен первый итальянский реактивный самолет - G80.
В 1953 году был выпущен первый автомобиль FIAT с дизельным двигателем - модель 1400. В 1958 году производство начало стремительно расти как в автомобильном секторе, так и в секторе сельскохозяйственной техники. Компания FIAT открыла новые предприятия за границей.
В 1955 году был создан FIAT 600 - большой малолитражный автомобиль заднемоторной компоновки. В 1957 году был выпущен новый FIAT 500.
FIAT увеличил свое влияние в южной части Италии, создав там многочисленные предприятия. После выпуска FIAT 850, нового популярного автомобиля, в 1971 году дебютировала модель 127. Это был первый переднеприводный автомобиль FIAT.
В 1966 году президентом компании стал Giovanni Agnelli, внук основателя компании. Основной задачей этого времени была автоматизация производственных процессов.
В 1980 году в дизайнерском ателье Giugiaro для FIAT был разработан новый малолитражный автомобиль, получивший название Panda. Два года спустя появился автомобиль, который впоследствии стал символом возрождения FIAT AUTO – FIAT Uno. Он стал олицетворением инновационных решений в области электроники и материалов. FIAT Uno был оснащен новым 1-литровым двигателем семейства Fire.
Tipo - еще одна успешная модель, увидевшая свет в 1989 году. Эта модель была разработана в рамках очередного этапа развития передовых технологий FIAT, в частности, производства с помощью рабочих станций.
С моделью FIAT Ulysse, выпущенной в 1994 году, компания шагнула в новый для нее сегмент рынка, который неуклонно расширялся, - в сегмент минивэнов. В 1995 году дебютировали Barchetta, FIAT Bravo и Brava. В 1996 году появились FIAT Marea и Marea WE, а в 1997 году - FIAT Palio.
В 1996 году Giovanni Agnielli стал президентом группы компаний FIAT. В рамках преодоления кризиса начала 1990-х компания увеличивала свое присутствие на международных рынках и приобретала поистине глобальный характер. Более 60% ее оборота приходилось на зарубежные операции. В конце 1990-х гг. растущая конкуренция побудила FIAT сосредоточить внимание на развивающихся рынках. FIAT позиционировался как бренд, предлагающий самые передовые технологические решения по разумным ценам.
В 1998 были представлены две модели: FIAT Seicento, идеальный городской автомобиль, и Multipla – многофункциональная и отличающаяся необыкновенной универсальностью модель. В 2006 году на автосалоне в Париже был представлен fiat doblo panorama. FIAT Doblò – - многофункциональный автомобиль, предназначенный для грузовых перевозок. В 2001 году был выпущен FIAT Stilo, отличавшийся новыми дизайнерскими решениями, передовыми технологиями и многочисленными опциями, способными удовлетворить самых взыскательных покупателей. На следующий год были выпущены рестайлинговые версии FIAT Multipla, FIAT Ulysse и FIAT Stilo Multi Wagon. В 2003 году появился новый FIAT Punto с новаторским двигателем 1,3 Multijet 16v, а новая Barchetta подверглась внутреннему и внешнему рестайлингу. Осенью появился новый FIAT Panda – как раз вовремя, чтобы удостоиться титула «Автомобиль 2004 года».