Поскольку технология с использованием УРС производится без остановки машины на ремонт и ее разборки, а также при этом не требуются специалисты высокого класса, специальное оборудование и запасные части, то стоимость такого ремонта в 2-4 раза ниже стоимости «традиционного» капитального ремонта.
Применение составов «АG» в промышленности и на транспорте практически не ограничено. Уже сегодня эти технологии применяются при ремонте механизмов и устройств топливно-энергетического комплекса. В горной промышленности применяется комбинированная система ТО и ремонта горного оборудования, состоящая из всех перечисленных выше методов ремонта. Сущность этой системы заключается в том, что горные машины после определенной наработки подвергаются осмотрам и различным видам ремонтов, периодичность и продолжительность которых определяется ремонтными нормативами с учетом конструктивных особенностей машин и условий их эксплуатации. Перед ремонтом машину осматривают и уточняют объем ремонтных работ.
Если при осмотре установлено, что та или иная деталь, которую планировалось заменить при намеченном ремонте, может доработать до очередного планового ремонта, то ее не меняют. В горно-добывающих отраслях промышленности без оборудования открытых горных работ приняты следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ТО – 1), ежесуточное (ТО – 2), еженедельное (ТО – 3), ежедекадное (ТО – 4) и сезонное (СО). ТО – 1 является основным профилактическим мероприятием, направленным на значительное увеличение срока службы оборудования без ремонта.
Оно может проводиться в процессе использования оборудования по назначению в течение рабочей смены, когда осуществляется технологическое регулирование, в период приема-передачи смены или в периоды технологических простоев оборудования. Его проводит экипаж машины. В состав работ входят: наружный осмотр и оценка технического состояния машины (нет ли явных признаков разрушения деталей, нормален ли уровень смазки в редукторах, нет ли цветов побежалости на деталях, которые подвержены нагреву, находятся ли зазоры и муфты в сборочных единицах в пределах нормы и т.д.) смазка и обтирка и чистка машины, проверка состояния масляных и охлаждающих систем, наблюдение за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, за натяжением канатов, крепежных деталей, проверка действия тормозов и приспособлений для остановки оборудования, регулировка сборочных единиц, крепеж ослабевших болтовых соединений и т.д.
Порядок проведения Технического обслуживания – 1 предусматривает обязательную организованную передачу оборудования по сменам. Принимая оборудование, машинист экскаватора лично проверяет его состояние. Все замечания и неисправности должны быть зафиксированы в «Журнале приема – сдачи смены» и устранены. ТО – 2, ТО – 3, ТО – 4 отличаются от Техническое обслуживание – 1 более углубленной проверкой состояния оборудования и большим объемом работ и проводятся экипажем машины с привлечением ремонтных слесарей. При этих видах технического обслуживания выполняется полный объем ТО – 1 и дополнительный в зависимости от вида обслуживания: работы по углубленной диагностике, замене смазки, регулировке тормозов, клапанов компрессоров, проверке надежности крепления узлов и деталей механизмов, ослабление которых может вызвать остановку; замена сменного оборудования, поврежденных деталей, простейшие огневые и электросварочные работы. СО предназначено для подготовки машины к соответствующей сезонной эксплуатации.
Периодичность СО – два раза в год. Конкретные сроки устанавливаются конкретно для каждого предприятия. СО включает следующие виды работ: проверку состояния масел и смазок, путем взятия проб, замену минеральных масел и смазок гидравлических жидкостей в зависимости от сезона, сезонную наладку электрической части машины; проверку уплотнений кузова экскаватора и дверей, проверку работы и наладку нагревательных устройств. СО проводит экипаж машины с привлечением ремонтных слесарей. Результаты проведения всех видов ТО должны быть занесены в «Журнал приема – сдачи смены» с отметкой о том, кто исполнил указанные работы.
Текущие ремонты (Т1, Т2, Т3, Т4) являются основным видом ремонта, направленным на восстановление работоспособности оборудования, систематически проводимые плановые текущие ремонты ГМиО при своевременном и качественном их выполнении обеспечивают безотказную и высокопроизводительную работу оборудования на протяжении всего межремонтного цикла, позволяют долгое время не прибегать к дорогому капитальному ремонту.Текущие ремонты выполняются теми же силами, что и РО, а также и силами специализированных ремонтных, наладочных, монтажных предприятий производственных объединений и местных подразделений ТО и заводов-изготовителей.
При текущих ремонтах полностью выполняют объем работ по ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, РО и, кроме того, производят промывку и ревизию механизмов, замену быстроизнашивающихся деталей и узлов; выверку и регулировку отдельных механизмов; замену масла в системе смазки; проверку надежности крепления узлов и замену вышедших из строя крепежных деталей. В зависимости от объема ремонтных работ и продолжительности текущие ремонты подразделяются на первый текущий Т1, второй текущий Т2, и т.д., чем больше индекс, присвоенный ремонту, тем выше его сложность. Текущие ремонты производят в сроки, предусмотренные графиком ППР, разрабатываемым на основании действующей нормативной документации.
Текущие ремонты производятся в соответствии с инструкциями, разрабатываемыми для отдельных видов оборудования, включают в себя перечень узлов и деталей, заменяемых при ремонте, порядок и сроки, технические средства и правила безопасности. Текущие ремонты производят двумя способами: заменой изношенных деталей и заменой целых агрегатов. При первом способе ремонта изношенные детали заменяются новыми. Этот способ наиболее простой, но он не обеспечивает необходимого качества ремонта, особенно оборудования для очистных и подготовительных работ.
При агрегатном способе отдельные составные части сборочных единиц ГМиО, содержащие изношенные детали, подлежат восстановлению, осуществляемому, как правило, силами ремонтных предприятий. После ремонта эти детали и узлы устанавливают на следующую ремонтную машину. Такой метод называется обезличенным. Восстановление деталей во время ремонта и установка их на машину, с которой они были сняты (не обезличенный ремонт), проводятся только в исключительных случаях, когда объем работ по восстановлению детали мал по сравнению с объемом работ по ее замене и гарантировано высокое качество восстановления.
При невозможности производства текущего ремонта отдельных видов оборудования путем замены изношенных деталей или узлов допускается производство полнокомплектной замены. Замененное полнокомплектное оборудование выдается для осуществления ремонта. Каждый текущий ремонт обычно заканчивается наладкой и опробованием машины в работе. После проведения текущих ремонтов горное оборудование испыты-вается, и в их паспортах делаются отметки о выполненных ремонтах. Наладки и ревизии, как правило, выполняются силами специализированных предприятий в соответствии со специальными инструкциями, в которых указываются способы выявления и устранения скрытых дефектов, порядок установления оптимального режима работы.
Капитальный ремонт ГМиО является восстановительным ремонтом, при котором должны быть восстановлены первоначальные качественные характеристики оборудования. В состав работ при капитальном ремонте входят: полная разборка машины; мойка и дефектоскопия деталей; замена и ремонт всех составных частей, в том числе и базовых; сборка машины; регулировка и обкатка. Капитальный ремонт производится рудоремонтными заводами. Помимо рассмотренных ремонтов часть предприятий производят аварийные ремонты, необходимость в которых возникает в результате аварийных повреждений ГМиО. По объему аварийные ремонты могут носить характер текущих или капитальных ремонтов.