В 1977 г. был выпущен первый опытный образец гидравлического экскаватора завода «Уралмаш» с ковшом вместимостью 12 кубических метров. В то время машины подобного класса зарубежных фирм находились в стадии разработки. Экспериментальные исследования и промышленная эксплуатация экскаватора проводились на разрезе «Кедровский» ПО «Кемеровоуголь». Испытания показали его бесспорные технологические преимущества перед канатными мехлопатами, которые особенно проявились при обрушении взорванной горной массы в забое и при селективной выемке полезных ископаемых.
Во время эксплуатации обнаружился ряд конструктивных недостатков (ковш совкового типа, недостаточная опорная база и т.д.), которые были учтены при изготовлении в 1984 г. сразу двух опытных образцов ЭГ-12А и ЭГ-20 с вместимостью ковшей соответственно 12 и 20 кубических метров. Обе машины испытывались и эксплуатировались также на разрезе «Кедровский». В целом, испытания подтвердили прогрессивные технологические качества карьерных гидравлических экскаваторов. Правда, следует отметить, что в процессе эксплуатации обнаружился ряд трудностей, которые характерны при создании машин нового типа.
Но основной причиной того, что разрез «Кедровский» прекратил эксплуатацию экскаваторов, завод не вышел на серийный или, хотя бы повторяемый выпуск машин, явилось отсутствие валютных средств на закупку импортного оборудования и запасных частей — рукавов высокого давления, насосов, гидромоторов, опорно-поворотных устройств.
Помимо отечественных, начиная с 1979 г., на карьерах комбината «Ураласбест» испытывались гидравлические экскаватор 1000 СК французской фирмы POCLAIN с ковшом вместимостью 8.3 кубических метра и RH-75 немецкой фирмы ORENSTEIN KOPPEL с ковшом 8.1 кубических метра. Испытания зарубежных машин ещё раз подтвердили технологические преимущества гидравлических экскаваторов перед канатными.
В то же время выяснилось, что отечественная концепция карьерного гидравлического экскаваторостроения, ориентированная на создание машин с комбинированным (электрогидравлическим) приводом главных механизмов, просторной кабиной машиниста и кузовом, закрывающим механизмы на поворотной платформе, имеет значительные преимущества перед зарубежными фирмами, в конструкциях которых прослеживается влияние традиций универсальных строительных экскаваторов.
Электрический привод ходового и поворотного механизмов рабочего оборудования почти в два раза снижает удельную энергоёмкость процесса экскавации по сравнению с испытанными зарубежными образцами. Кроме того, система электроснабжения парка оборудования разрезов и карьеров является наиболее привычным источником энергии для эксплуатационных служб.
Традиционный кузов позволяет обслуживать механизмы экскаватора в суровых климатических условиях большинства отечественных горных предприятий. Опираясь на накопленный опыт и большой объём экспериментального материала, АО «Уралмаш» продолжает проектирование и создание карьерных гидравлических экскаваторов.
В начале 1997 года завершится контрольная заводская сборка ЭГО-4Ф (обратная лопата с ковшом 4 кубических метра) для угольщиков Приморья. К сожалению, ранее было остановлено производство другой четырёхкубовой обратной лопаты ЭГО-4 для рудника в г. Хромтау (Казахстан) из-за неплатёжеспособности заказчика. Обе машины по желанию потребителей оснащены автономным дизельным приводом.
Экскаватор ЭГО-4 предусматривает комплектацию изделиями отечественного производства и гидравлическую систему управления силовым гидроприводом. Мехлопата ЭГО-4А комплектуется импортным оборудованием и сервоэлектирческой системой управления.
Имеются готовые рабочие проекты гидравлических экскаваторов ЭГ-15 и ЭГ-20Б (прямые лопаты с ковшами соответственно 15 и 20 кубических метров) и обратной мехлопаты ЭГО-8 с ковшом 8 кубических метров.
При появлении реального заказа проекты готовы к запуску в производство, поскольку вопросы как с импортными, так и с отечественными комплектующими сейчас практически решаемы и зависят лишь от возможностей финансирования.
На базе экскаватора ЭГО-4 разрабатывается прямая лопата ЭГ-6 с ковшами 5-8 кубических метров. Проект предусматривает использование в качестве первичного как дизельного, так и электрических возможностей экскаватора проектируется вариант ковша с активными виброзубьями, позволяющими раз разрабатывать забой без предварительного рыхления.
Карьерные гидравлические экскаваторы АО «Уралмаш» по своему техническому уровню, в том числе, по рабочим параметрам в основном не уступают зарубежным образцам.
Например, сравнение уралмашевских гидроэкскаваторов ЭГ-20Б (прямая лопата) и ЭГО-4 (обратная лопата) с наиболее близкими по параметрам машинами соответственно РН2200 (HARNISCHFEGER) и ЕХ1800 (HITACHI) показало, что ЭГ-20Б уступает в показателе «кубо-ковш», но несколько выигрывает по условию соответствия основных конструктивных характеристик оптимальным. ЭГО-4, напротив, значительно опережает ЕХ1800 в максимальной производительности на «кубо-ковше», но уступает в других показателях.
Освоенные заводом базовые модели карьерных гидравлических экскаваторов способны обеспечить высокопроизводительную работу горных предприятий в любом регионе с любыми горногеологическими и климатическими условиями.
Экономическое положение наших основных потребителей горнодобывающих предприятий характеризуется спадом производства, низкой платёжеспособностью, сокращением объёмов добычи. Всё это не способствует стремлению потенциальных заказчиков к обновлению и развитию своего экскаваторного парка. Кроме того, большинство предприятий используют отечественные канатные мехлопаты, для обслуживания которых имеются развитые ремонтно-технические службы. В основном, отсутствуют проблемы приобретения запасных частей и обучения обслуживающего персонала. Уровень обслуживания гидравлических экскаваторов требует более высокой квалификации эксплуатационных и ремонтных служб и соответствующую ремонтную базу. Перечисленные обстоятельства, видимо, являются основными причинами, тормозящими внедрение современных карьерных гидравлических экскаваторов в горнодобывающую промышленность России и СНГ.
В связи с этим АО «Уралмаш» ставит своей целью максимально удовлетворять требования заказчиков и готово оказывать содействие не только в изготовлении и поставке подходящих типоразмеров машин, но и в качественном сервисном обслуживании своей продукции с организацией и использованием для этих целей специальных региональных представительств.