К воротам Дмитровского автополигона подъехал белоснежный автокран с надписью «Челябинец» на телескопической стреле. Машина пришла прямо с завода-изготовителя. Прежде чем попасть к будущему владельцу, ей предстояло пройти серьезные испытания. Откровенно говоря, наш журнал был рад возможности ознакомиться с продукцией Челябинского механического завода и давно ждал этого случая. Любопытно было узнать, на что способен этот КС-45721 грузоподъемностью 25 т на шасси МАЗ-630303.
Осмотрев автомобильный кран, сошлись во мнении, что машина весьма неплохо выглядит, будучи окрашенной именно в белый цвет, однако создалось впечатление, что ее габаритные размеры несколько велики, особенно высота и длина. Чтобы не ошибиться, обратились к документации. Габариты крана по паспорту в транспортном положении: высота 3,85 м, длина – 12, а ширина – 2,5 м. Нам и раньше приходилось иметь дело с автомобильными кранами такой грузоподъемности, но только на шасси КамАЗ. Их длина обычно не превышает 10 м, а высота находится в пределах 3,8 м. Следует пояснить, что под понятием «равной грузоподъемности» мы подразумеваем и 25-тонный кран, и 16-тонный, и 1,5-тонный, и даже 0,8-тонный, если на вылете около 10 м их грузоподъемность одинакова.
Закончив наружный осмотр и оснастив автокран необходимой для тестирования аппаратурой, мы приступили к тесту машины с крановой установкой в транспортном положении. Сев на место водителя и настроив сиденье, ощущаешь себя в кабине обычного МАЗа, а ведь впереди висит на натянутой чалке солидный крюк грузоподъемностью 25 т, который, впрочем, нисколько не мешает переднему обзору.
При прохождении маршрута имитации городского режима движения педаль сцепления оказалась достаточно легкой, удобной, а расположена она традиционно для посадки водителя с горизонтальным рулевым колесом. Усилие на педаль тормоза типичное для автомобилей с пневмоприводом тормозов и барабанными тормозными механизмами. Запаздывание срабатывания тормозов при нажатии педали тормоза есть (около 0,5 с), поэтому пользоваться педалью следует с учетом этого запаздывания, т. е. слегка нажав на педаль, ждем, пока давление в системе поднимется. Усилие на педали сразу возрастает, и начинается процесс торможения. После этого можно дожимать педаль и регулировать замедление автомобиля. Усилие на педаль регулирования топливоподачи (или просто «газа») несколько выше нормы. В целом все приемлемо, но при глубоком и длительном нажатии на педаль нога устает. На неподвижном автомобиле при работе двигателя на холостом ходу усилие на рулевое колесо большое, для поворота руля приходится добавлять обороты. В движении замечаний по усилию на руле нет. Поскольку автокран – это всегда автомобиль с полной нагрузкой, создается типичная картина для автомобилей МАЗ.
Шасси оснащено стандартной ярославской 8-ступенчатой коробкой передач. Усилие при включении передач, особенно при начале движения, достаточно большое – это, по-видимому, объясняется тем, что машина не обкатана. Синхронизаторы работают хорошо. Запаздывание при переходе с низшего ряда передач на высший небольшое, можно даже сказать, приемлемое. У автомобиля полной массой 22,1 т с двигателем мощностью 250 л.с. хорошая разгонная динамика, во всяком случае, не хуже, чем у любого другого грузовика. Расход топлива в городском цикле вполне приемлемый – 38,1 л/100 км. Крены при движении в поворотах, конечно, есть, но центр тяжести у автокрана достаточно высокий, поэтому проходить повороты следует с учетом этого фактора, причем это характерно для всех автокранов.
На динамометрической дороге мы оценили скоростные свойства и топливную экономичность машины. Максимальная скорость 87,3 км/ч является для автокрана недопустимой. Правила дорожного движения разрешают движение такой техники по дорогам со скоростью не более 60 км/ч согласно нанесенному на автокран знаку «Ограничение скорости». Одним словом, мы хотим сказать, что ограничителя скорости на машине не предусмотрено, поэтому ответственность за превышение максимальной разрешенной скорости лежит на водителе. Зато с точки зрения топливной экономичности и ресурса машины такая трансмиссия более предпочтительна.
Динамика разгона приемлемая для движения в транспортном потоке на российских дорогах. Расход топлива при разной скорости движения с учетом использования отечественных шин и стоимости автокрана допустимый.Тестирование собственно крановой установки явилось очередным этапом испытаний. Время установки автокрана на гидравлические опоры практически не отличается от этого показателя на других подобных машинах. Контроль уровня, т. е. проверка горизонтальности установки крана, осуществляется креномером в виде металлического шарика на круговой площадке. Таким же уровнем оборудована и кабина машиниста (по мнению специалистов, креномер данного типа гораздо надежней пузырькового).
Все виды перемещения груза обеспечиваются при помощи четырех рычагов, расположенных в кабине машиниста. Имеется режим ускоренного подъема-опускания груза. Максимальная грузоподъемность крана 25 т обеспечивается на вылете 3,0 м. Скорость перемещения крюковой подвески может также регулироваться путем изменения кратности запасовки каната: работа с максимальным грузом обеспечивается при 8-кратной запасовке каната, при работе с меньшими по массе грузами кратность запасовки может быть снижена до 6-кратной. Стандартный канат длиной 162 м на грузовом барабане обеспечивает работу крана во всей рабочей зоне, вплоть до опускания крюковой подвески на глубину 13 м относительно опорной поверхности при стреле длиной 9,7 м, поднятой в верхнее положение.
Для подтверждения работоспособности крана с заявленными характеристиками выполнено поднятие грузов разной массы. При максимальном вылете стрелы 18 м предельная грузоподъемность составила 0,8 т. На максимальную высоту 21,9 м кран может поднять груз массой 5,945 т на вылете 6,5 м. Все приведенные величины грузоподъемности крана включают в себя массу крюковой подвески (350 кг), поэтому реальные величины поднимаемых грузов меньше как минимум на 350 кг. Груз массой 4,8 т поднимаем на 2 м, опускаем стрелу для увеличения вылета почти до предельного при данном грузе. Подготовились измерять расход топлива при работе в крановом режиме. Даем команду крановщику к началу работы, включаем расходомер топлива и... ничего не происходит. Крановщик перемещает рычаги управления, а крановая установка стоит неподвижно. Все в недоумении. Через некоторое время ситуация прояснилась – снизу кабины обильной струей текло масло. Стоп машина! Место течи нашли почти сразу. Заглушив двигатель, открываем кожух, находящийся позади кабины машиниста, и находим место течи. Разборка вышедшего из строя соединения показала, что причина простейшая – не затянуты винты крепления. Причем это не обычное ослабление резьбового соединения, а завинчивание длинных винтов в глухие отверстия меньшей глубины.
Понятно, что винты затянуть невозможно и иначе как разгильдяйством при сборке это объяснить нельзя. Дальше все обычно: укоротили винты на 5 мм, заменили два разорванных резиновых кольца и затянули соединение, восстановив его герметичность. Груз опустили на место, крановую установку перевели в транспортное положение и закончили тестирование. В целом автокран КС-45721 оставил у испытателей впечатление надежности. Машина достаточно функциональна и на российском рынке найдет свое место. Испытания проводились на динамометрической дороге автополигона в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 22576-90.