О достоинствах кранов-манипуляторов, или гидроманипуляторов, сказано немало. И об их удобстве и автономности – сам загрузил, сам увез, и об их экономической эффективности – срок окупаемости 6...12 месяцев, и о гибкости в использовании за счет разнообразного навесного оборудования, и о продолжительном сроке эксплуатации. Кран хотя и «съедает» полезное пространство, большую часть времени представляет собой балласт, требует ухода, а возможно и ремонта, но выгоды от него перевешивают, однако при условии трезвого технического и экономического расчета, предваряющего покупку автомобиля с краном-манипулятором. Прижимистые европейцы осознали это еще в 40-е годы прошлого столетия.
Частная датская компания HMF (Hojbjerg Maskinfarik A/S) стояла у истоков этого мейнстрима. Ее основатель – механик Арне Бундгаард Йенсен, благополучно пережив оккупацию Дании немецкими войсками, решил, что хватит ему чинить таксомоторы для чужого дяди, и, одолжив денег, купил мастерскую. Собственное дело начиналось далеко не удачно. Арне вспоминает о первом дне в роли владельца компании: «Всего один огонь горел в большой мастерской. Было темно, грязно и холодно, я сел в центре на кучу хлама и сказал себе: «Нипочем мне с этим не справиться». Но Арне Бундгаард Йенсен был крепким парнем, потомком викингов, к тому же родственники помогли. В 1947-м его брат, фермер, уговорил Арне сделать пару самосвальных тракторных прицепов. Модель получилась удачной, начали поступать заказы на переоборудование грузовиков и прицепов. Спрос увеличивался, самосвалы приносили прибыль, но это не вызывало у Арне особого энтузиазма. Душа требовала чего-то более сложного и интересного.
В 1952 г. он начал разрабатывать собственную конструкцию крана-манипулятора и спустя два года приступил к серийному производству. Сочтя самосвалы пройденным этапом, в 1956 г. Арне расстался с этим бизнесом и целиком сосредоточился на манипуляторах, к которым в 1963 г. добавились грузоподъемные задние борта для грузовиков. Расширяющееся производство требовало площадей, и в 1959 г. компания переехала в новые, построенные по индивидуальному проекту заводские корпуса, где и пребывает по сей день.
В первую очередь компания освоила родной датский рынок, поглотила некоторых конкурентов и близкие по профилю производственные фирмы и открыла филиалы в провинциях. Экспорт начали еще в 1953 г. с самосвалов. В 1987-м открыли первый заграничный филиал в Великобритании и затем в Германии. В других странах числом около пятидесяти, в том числе в России, торговую марку HMF продвигают дилеры. На территории Нидерландов и Бельгии интересы HMF представляет фирма Hyva, более известная как изготовитель гидроприводов для крупнотоннажных самосвальных кузовов. Производственные мощности рассредоточены по нескольким заводам на территории Дании, специализирующимся на определенной номенклатуре. Всего в компании занято около 700 человек.
Разработка ведется с помощью современных программных средств.Основные процессы производства кранов–манипуляторов – резка, штамповка, сварка – автоматизированы и выполняются с высокой точностью, а иначе нельзя. Гидроцилиндры компания разрабатывает и изготавливает самостоятельно. Модельный ряд кранов-манипуляторов HMF представлен 39 сериями, от миниатюрной «50-й» серии с подъемным моментом 0,5 т/м и далее по возрастающей до гигантов Odin и Thor с подъемным моментом до 71,4 т/м и вылетом стрелы до 35 м (шестисекционная модель Thor с удлинителем). Самые маленькие краны предназначены для малотоннажных грузовичков полной массой не менее 2,8 т, для «флагмана» – модели Thor – нужен четырехосный грузовик полной массой не менее 32 т.
В каждой серии предусмотрено по нескольку модификаций (за исключением «50-й»), различающихся главным образом числом выдвижных секций стрелы. В зависимости от этого варьирует вылет, грузоподъемность крана и, конечно, его цена. Краны, в марке которых после цифрового обозначения следует литера К, оборудованы шарнирно-телескопической стрелой с двумя шарнирами, а на кранах с большим вылетом – с тремя. Стрелы изготовлены из легированных сталей, что позволяет минимизировать массу установки, достичь отличных грузовысотных характеристик и большого ресурса. Для выдвижных секций ряда моделей кранов используется шестигранный профиль, устойчивый к скручивающим усилиям. Если бы краны-манипуляторы оборудовали только простыми крюками, и тогда они стали бы популярны.
Челюстные захваты, полип-грейферы, клещевые захваты для сортиментов, зажимные скобы, вилочные подхваты, захваты для бордюрного камня, а также буровое оборудование и подъемные рабочие платформы, или «люльки», как их именуют в народе, делают грузовик с краном-манипулятором вполне самодостаточным транспортно-погрузочным средством. Для работы с гидрофицированным оборудованием – грейферами, захватами кран оснащают дополнительными гидролиниями и секциями распределителя. Магистрали уложены внутри стрелы и защищены от повреждений. Очень удобно управлять краном с радиопульта, который входит в список опций, причем для ряда моделей радиопульт, маслоохладитель, лебедка и система ограничения грузоподъемности RCL включены в базовую комплектацию.
Отдельно скажу о телескопических кранах, обозначаемых литерой Т и применяемых на эвакуаторах. Для эвакуатора с одной лебедкой погрузка автомобиля с заблокированными в результате аварии или отказа колесами – задача непосильная, а эвакуатор с краном-манипулятором практически универсален. Он загрузит автомобиль в любом состоянии, за исключением, пожалуй, «свадебного» «кадиллака». Но тот и на платформу не поместится. Мы вовсе не призываем немедленно оборудовать все грузовики кранами-манипуляторами, это по меньшей мере глупо, но присмотреться повнимательней к этому устройству стоит.