Специализированные самосвальные автотранспортные средства, такие как автомобили-самосвалы, самосвальные прицепы и полуприцепы, отличаются от автотранспортных средств общего назначения тем, что нагрузка перевозимого ими груза осуществляется механически или за счет использования массы груза, или за счет принудительного сбрасывания груза. Наибольшее распространение самосвальные автотранспортные средства получили при перевозке грунта и прочих сыпучих грузов (песка, гравия, щебня, глины). Кроме того, на самосвалах перевозятся полужидкие грузы (раствор, товарный бетон), вяжущие грузы (горячий асфальт) и глыбообразные (бутовый камень, скальные породы). Загрузка самосвальных автотранспортных средств производиться обычно, механическими средствами (экскаватором, погрузчиком) или из бункера. По принципу разгрузки самосвальные автотранспортные средства делятся на три группы:
1)С опрокидывающимся кузовом, когда груз сбрасывается наклоном кузова.
2)С бункерной выгрузкой, когда груз сбрасывается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борт или дно кузова.
3)С принудительным удалением груза кузова.
Наибольшее распространение получили самосвальные автотранспортные средства с опрокидывающимся кузовом, которые можно классифицировать в зависимости от направления и способа опрокидывания. По направлению опрокидывания различают самосвальные автотранспортные средства:
1) С задней разгрузкой, т.е. с опрокидыванием кузова только назад.
2) С боковой разгрузкой – опрокидыванием кузова на одну или две стороны.
3) С трехсторонней разгрузкой – опрокидыванием кузова на любую из трех сторон.
4) С предварительным подъемом кузова и опрокидыванием его назад, либо на стороны.
Самосвальные автотранспортные средства по способу опрокидывания кузова различают: Самоопрокидывающиеся кузова – обычно шарнирного типа. Опрокидывание кузова происходит вследствие принудительного смешения центра тяжести грузового кузова относительно шарнирного сочленения рамы, либо дышла транспортного средства. В транспортном положении кузов удерживается горизонтально системой рычагов.
С принудительным опрокидыванием кузова, которое может осуществляться при помощи механических, гидравлических или пневматических устройств. Самосвальные автотранспортные средства с гидравлическим приводом механизма опрокидывания кузова получили наибольшее распространение благодаря простоте устройства, надежности и плавности хода привода.
Самосвальные автотранспортные средства с бункерной выгрузкой по способу сброса груза разделяют на средства с загрузкой на стороны и с разгрузкой под кузов.
Самосвальные автотранспортные средства с принудительной загрузкой груза из кузова подразделяются на две группы: 1) с коверным полом, 2) с продольным винтом. Разновидностью автомобилей-самосвалов являются самосвалы-думперы. Думперы имеют короткую базу и благодаря этому обладают хорошей маневренностью и проходимостью, что очень важно при работе в карьерах и на строительных площадках. В некоторых моделях думперов предусмотрен поворот сиденья водителя на 180 градусов, что дает возможность в необходимых случаях не разворачивать автомобиль, а двигаться от места погрузки или разгрузки задним ходом. Кузов думпера опрокидывается на большой угол, что способствует более быстрой и полной его разгрузке. Однако сравнительно невысокая транспортная скорость думперов является одной из основных причин ограниченного их распространения. Все самосвальные автотранспортные средства имеют однотипные тормоза: рабочие – барабанные на все колеса с пневматическим приводом, и стояночные на задние колеса у прицепов, и на все колеса у полуприцепов с механическим приводом.