Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель») с первых послевоенных лет и поныне является лидером в формировании требований к моторным маслам среди отечественных производителей автотракторных дизелей.
С началом серийного производства двигателей ЯАЗ-204 в 40-х годах XX века потребовалась организация многотоннажного выпуска принципиально новых моторных масел. При работе дизелей ЯАЗ-204 на самых лучших маслах без присадок двигатель выходил из строя после 100-150 ч работы из-за полной потери подвижности (закоксовывания) поршневых колец, коррозии подшипников коленчатого вала или прогара днища поршня вследствие нагарообразования на его внутренней стороне и нарушения теплоотвода. Нефтепереработчики впервые начали производство специальных дизельных масел сначала с присадкой АзНИИ-4, а позднее — ЦИАТИМ-339.
В конце 50-х годов ЯМЗ начал серийное производство дизелей ЯМЗ-236 и -238, для которых понадобились масла с более эффективными присадками. Каждое новое поколение двигателей порождало необходимость повышать уровень эксплуатационных свойств применяемых масел. Сегодня требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам моторных масел для двигателей ЯМЗ подробно изложены в стандарте этого предприятия РД 37.319.034-97. Он устанавливает порядок допуска к применению моторных масел в двигателях ЯМЗ и комплексы методов испытаний, которым подвергают масла различных групп. В последней редакции РД 37.319.034-97 имеется четыре группы масел:
- ЯМЗ-2-97 для дизелей с наддувом, удовлетворяющих экологическим требованиям Euro-0;
- ЯМЗ-3-02 для дизелей с наддувом, удовлетворяющих экологическим требованиям Euro-1;
- ЯМЗ-4-02 для дизелей с наддувом, удовлетворяющих экологическим требованиям Euro-2.
По классификации API эти группы масел соответствуют следующим четырем классам: CC, CD, CF-4, CG-4, а по классификации ГОСТ 17479.1-85 три первые группы эквивалентны Г2, Д2 и Е2.
Испытание на соответствие группе ЯМЗ-1-97 выдерживает и универсальное отечественное масло М-6з/10В, предназначенное для всесезонного применения в бензиновых двигателях и дизелях без наддува. Это масло удобно использовать в автохозяйствах со смешанным парком машин.
ЯМЗ разрешает применение зимних, летних и всесезонных масел вязкостных классов 8, 10 и 5з/10, 5з/14, 6з/14 по ГОСТ 17479.1-85. Зимнее масло класса 8 можно применять в диапазоне температуры окружающего воздуха от -15 до +10°С, летнее класса 10 в диапазоне +5…+35°С, а перечисленные выше всесезонные масла в диапазонах -25…+35, -25…+40, -20…+40°С соответственно.
Всего ЯМЗ выпускает 60 базовых моделей 6-, 8- и 12-цилиндровых дизелей, перекрывающих диапазон мощностей от 110 до 588 кВт. Их устанавливают на грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, автокраны, экскаваторы, сельскохозяйственные и промышленные тракторы, дорожно-транспортную технику. Всего дизели ЯМЗ устанавливают более чем на 300 различных объектах техники, производимой в России и странах СНГ.
В безнаддувных дизелях используются в основном масла М-8Г2 и М-10Г2к по ГОСТ 8581-78, а в двигателях с турбонаддувом М-8ДМ и М-10ДМ по тому же стандарту. Последние могут быть использованы и в безнаддувных моторах с увеличенным в 2 раза сроком смены.
Масла для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, удовлетворяющих экологические нормы Euro-2, выпускают по собственным техническим условиям несколько отечественных производителей. Среди них масла марок Ангрол-Супер SAE10W-40 и SAE15W-40, ЛУКойл-Супер SAE15W-40 и ЛУКойл-Авангард SAE15W-40, Спектрол Чемпион SAE15W-40, Рольс Турбо SAE15W-40.
Перечень всех масел, допущенных к применению ЯМЗ, и их производителей приведен в РД.37.319.034-97. Дважды в год перечень пересматривается и дополняется новыми марками, прошедшими испытания.