Диагностика строительных машин / Датчики средств диагностирования строительных машин / Глава 3.1
Общие технические требования
Вновь разрабатываемые, а также находящиеся в эксплуатации средства технического диагностирования должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- получение максимума информации о техническом состоянии агрегата при минимальном числе контролируемых параметров за счет использования динамических методов диагностирования, основанных на анализе переходных и рабочих процессов, виброакустических и тепловых процессов, протекающих при работе механизмов;
- обеспечение высокой достоверности диагностирования при оптимальной точности измерения параметров технического состояния;
- минимальная трудоемкость основных и вспомогательных операций диагностирования;
- универсальность (пригодность для различных марок двигателей), простота и удобство эксплуатации, высокая надежность;
- высокая помехоустойчивость, механическая прочность, вибро и теплостойкость, устойчивость к воздействию паров и брызг воды, бензина, масел и дизельного топлива.
Из всего комплекса диагностической аппаратуры в наиболее сложных эксплуатационных условиях находятся датчики вследствие прямого воздействия на них объекта диагностирования и контролируемой среды.
Различные эксплуатационные факторы при воздействии на датчики искажают измерительную информацию о параметре состояния. Степень их влияния во многом зависит от принципа взаимодействия с объектом (датчики навешиваемые - без внедрения в объект диагностирования либо с внедрением в объект; датчики встроенные в объект диагностирования либо в средство диагностирования) и от принципа их взаимодействия с контролируемой (контактные и бесконтактные) средой.
Условия работы датчиков, навешиваемых (или временно устанавливаемых) и постоянно встроенных в объект диагностирования, резко отличаются.
Наиболее тяжелые условия характерны для встроенных датчиков на автомобилях, тракторах и других машинах, так как они должны быть работоспособны при значительных температурных перепадах, например в области двигателя - от -50 до Ч-100° С; кроме этого, могут иметь место температурные удары, например при попадании холодной воды на нагретые датчики. Помимо температурных факторов на постоянно встроенные датчики воздействуют значительные ударные нагрузки в процессе эксплуатации машины, резко повышающие требования по вибро-и ударопрочности, а также они могут подвергаться воздействию агрессивной среды (пары бензина, дизельное топливо, масло, всевозможные очищающие жидкости и т. п.). В связи с этим требования по надежности к встроенным датчикам должны предъявляться более жесткие, чем к навешиваемым.
Для уменьшения или полного исключения влияния на датчики; воздействующих факторов необходимо принимать конструктивные и технологические меры при разработке и изготовлении датчиков-или проводить рациональный выбор их типа из имеющейся номенклатуры с учетом условий эксплуатации.
Анализ влияния эксплуатационных факторов на характеристики датчиков и измерительного канала средств технического диагностирования в целом позволил объединить эти факторы по группам.
По условиям эксплуатации измерительный канал средства технического диагностирования можно разбить на две части: первичная аппаратура и вторичная или измерительный тракт, так как датчик устанавливается непосредственно на объект диагностирования, а вторичная аппаратура находится вне объекта. Следовательно, и комплекс воздействующих факторов на обе части измерительного канала будет различен.
Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к датчикам средств технического диагностирования, можно представить в виде трех групп признаков, обусловленных: условиями эксплуатации; видом и характером изменений входной (контролируемой) величины; конструктивными особенностями. Каждая из этих групп признаков имеет свои особенности.
Рассмотрим коротко сущность основных указанных требований.