Автомобильная шина, без сомнения, является одним из важнейших узлов автомобиля, влияющих на все его показатели, – это может быть расход топлива, управляемость, устойчивость, тормозные свойства, комфорт, долговечность и т. д. Конструкция шины, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложная. Шина состоит более чем из двухсот различных элементов и к материалам, используемым для производства шин, предъявляются очень высокие требования. В этой статье мы рассказываем о шинах для грузовых автомобилей и автобусов. Материал написан для непосредственных пользователей шин, для тех, кто занят эксплуатацией автомобильной техники.
Шины – вещь изнашиваемая, а поэтому востребованная. Определенную проблему представляет покупка шин для их замены с учетом всех факторов экономичности эксплуатации автомобиля и его безопасности. Для оптимального решения этой проблемы ниже мы предлагаем информацию о конструкции, обозначениях и маркировке автомобильных шин, взятую из каталогов продукции некоторых отечественных шинных заводов.
Как известно, на всех четырех колесах легкового автомобиля рекомендуется применять одинаковые шины ...
... С грузовиками картина иная. Например, на магистральном тягаче с полуприцепом следует применять шины трех типов. Спереди, на управляемых колесах, – одни, на ведущей оси – другие, а на полуприцепе – третьи ...
Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом под давлением. В зависимости от способа герметизации пневматические шины производят в камерном и бескамерном исполнении. Камерная шина состоит из покрышки и ездовой камеры с вентилем. Грузовые камерные шины монтируют на ободные ленты и плоские разборные обода. Обозначение ободных лент и камер должно соответствовать обозначению шин. Ободная лента выполнена в виде профилированного резинового кольца и располагается между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от защемления между бортом покрышки и ободом и от повреждения неровностями обода. Ездовая камера – это кольцевая резиновая трубка со специальным вентилем, заполняемая воздухом.
Бескамерная шина представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Воздушная полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса. Упругая резинокордная оболочка пневматической шины и представляет собой покрышку в бескамерной шине. Она воспринимает тяговые и тормозные усилия, обеспечивает сцепление с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас, брекер, протектор, боковины и борта.
Каркас – резинокордная основа (силовая часть) покрышки. Он выполнен из одного или нескольких слоев прорезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах. Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлокордные (МК), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере – целиком металлокордные (ЦМК).
Основные параметры шин
Профиль шины – ее контур в радиальной плоскости колеса. Параметры профиля пневматической шины определяются по покрышке, смонтированной на ободе рекомендуемого размера, при отсутствии нагрузки и заданном внутреннем давлении.
Наружный диаметр D – диаметр наибольшего сечения шины в плоскости вращения колеса.
Посадочный диаметр d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.
Ширина профиля B – расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин шины.
Высота профиля B – полуразность между наружным и посадочным диаметрами шины.
Серия пневматических шин – номинальное отношение высоты профиля H к ширине профиля B – измеряется в процентах.
Ширина профиля обода А – см. схему.
Статический радиус R – расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с шиной до плоской опорной поверхности.
Большинство шинных заводов выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные.
Радиальная шина (шина типа R) имеет меридианное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному.
В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в каркасе и брекере по середине беговой дорожки составляет 45...60°.
Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными – это повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обеспечивает пониженный расход топлива, снижает теплообразование и др. Тем не менее диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагрузок на дорогах низкого качества и на бездорожье.
Классификация шин по профилю
По конфигурации профиля в зависимости от отношения высоты H к ширине B профиля шины и отношения ширин профилей B шины и обода А выделяют шины обычного профиля, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные и широкопрофильные. Со снижением высоты профиля шин повышается устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля, а следовательно, безопасность и комфортность езды, увеличивается экономичность, пробег и грузоподъемность шин. Широкопрофильные шины обеспечивают повышенную проходимость по дорогам с мягким грунтом или плохим покрытием и несколько уменьшенный расход топлива.
Протектор – наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора.
По эксплуатационному назначению выделяют дорожный, универсальный, зимний и повышенной проходимости рисунки протектора. Шины с дорожным рисунком протектора используют на дорогах с твердым (асфальтовым и т. п.) покрытием. Универсальный рисунок протектора применяют для шин, эксплуатирующихся на дорогах с различным покрытием. Шины с протектором повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Шины с зимним рисунком протектора эксплуатируются на заснеженных и обледенелых дорогах.
Обозначение автомобильных шин
Условные обозначения пневматической шины, нанесенные на боковой поверхности, указывают ее основные размеры и тип конструкции. В условном обозначении автомобильных покрышек приводятся значения ширины профиля В и посадочного диаметра d обода.
Эти параметры могут выражаться в миллиметрах, дюймах или иметь смешанную размерность: для некоторых шин разработчики делают это обозначение двойным – и в миллиметрах, и в дюймах.
В обозначение может включаться индекс серии, выраженный отношением высоты профиля Н к его ширине В. Буквенный индекс R в условном обозначении поясняет, что покрышка имеет радиальный тип конструкции. Диагональные шины буквенного индекса в обозначении не имеют. Цифры индекса серии и буква типа конструкции в обозначении проставляют между параметрами ширины профиля шин и посадочного диаметра обода.
Индекс С (Commercial, для США и Канады – LT (Light Truck) – индекс, стоящий в конце условного обозначения, указывает, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
Низкопрофильность некоторых шин подтверждается индексом L (Low Section Tyre).
Обозначение широкопрофильных шин проставляется тремя числами, первое из которых соответствует наружному диаметру D шины, второе – ширине профиля В, а третье – посадочному диаметру обода d.
Ниже приведены примеры условного обозначения для шин.
Примеры обозначения шин:
-
7,50R20 – шина радиальная обычного профиля;
-
315/80R22,5 – шина радиальная низкопрофильная;
-
7,50-20 – шина диагональная, где 7,50 и 315 – обозначение номинальной ширины профиля шины (в дюймах и миллиметрах соответственно);
-
20 и 22,5 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах);
-
R – обозначение радиальной шины;
-
80 – серия (номинальное отношение высоты к ширине профиля в процентах).
Пример обозначения камеры: 7,50-20
где 7,50 – обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины в дюймах;
20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.
Пример обозначения ободной ленты: 6,7-20
где 6,7 – обозначение номинальной ширины ленты в дюймах;
20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.
Направленный рисунок протектора (в соответствии с направлением вращения колеса) несимметричен относительно радиальной плоскости колеса. В некоторых моделях шин используется асимметричный рисунок протектора (относительно центральной плоскости вращения колеса). На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои – боковины, покрывающие боковые части каркаса. Борта состоят из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивают крепление покрышки на ободе колеса.
Как известно, на всех четырех колесах легкового автомобиля рекомендуется применять одинаковые шины. С грузовиками картина иная. Например, на магистральном тягаче с полуприцепом «по науке» следует применять шины трех типов. Спереди, на управляемых колесах, – одни покрышки, на ведущей оси – другие, а на полуприцепе – третьи.
Дело в том, что условия работы этих шин сильно различаются: передние воспринимают большие боковые нагрузки в поворотах и «высушивают» колею в дождь; основная задача шин ведущей оси – реализация крутящего и тормозного моментов, а у покрышек прицепа или полуприцепа задача проще – катиться с наименьшими потерями энергии, поддерживая тонны груза.
Требования к «обуви» современной грузовой техники очень высокие. Шины должны выдерживать большие нагрузки, иметь хорошее сцепление с поверхностью дороги и обеспечивать отличную управляемость автомобиля. Одновременно с этим они должны соответствовать требованиям экономичности, т. е. иметь высокую износостойкость, большой срок службы и низкое сопротивление качению.
Маркировка автомобильных шин
1.Обозначение шины | см. выше |
2. Модель шины | условное обозначение шины, присваиваемое ее разработчиком |
3. Торговая марка | |
4. Товарный знак предприятия-изготовителя | |
5. Название страны-изготовителя |
на английском языке |
6. Индекс нагрузки (иногда называют индексом несущей способности (ИНС) или индексом грузоподъемности) | цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь) |
7. Категория скорости | условное обозначение максимальной скорости качения шины |
8. - Обозначение «TUBELESS» - Обозначение «TUBE TYRE» |
- для бескамерных шин - для камерных шин (может не указываться) |
9.- Обозначение «M+S» или «M&S» (грязь + снег) - Обозначение «ALL SEASON» - Обозначение «OUTSIDE» (наружная сторона) - Обозначение «REINFORCED» - Обозначение «REGROOVABLE» |
- для шин с зимним рисунком протектора - для шин с всесезонным рисунком протектора - для шин с асимметричным рисунком протектора - для усиленных шин - для шин, имеющих углубления рисунка протектора нарезкой |
10. - Обозначение «STEEL» - Обозначение «ALL STEEL» - Обозначение «ALL STEEL» |
- для шин с металлокордным брекером - для шин с металлокордным брекером - для шин с металлокордным брекером и каркасом |
11. Обозначение «RADIAL» |
для шин радиальной конструкции (может не указываться) |
12. Индекс С | индекс, означающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН. |
13. Индекс испытательного давления Psi | индекс давления для проведения испытаний на прочность в зависимости от нагрузки и скорости (только для грузовых и легкогрузовых шин). |
14. Знак Е | знак, официального утверждения с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН. |
15. Национальный знак соответствия шины | знак, сертифицированной на соответствие требованиям данного стандарта |
16. Дата изготовления | из четырех цифр, где две последние - год изготовления |
17. Знак направления вращения | в случае направленного рисунка протектора |
18. Символ «TWI» или другой символ, обозначающий место расположения индикаторов износа | индикаторыизноса - это указатели, являющиеся сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора; выполняется в виде выступов по дну канавок протектора |
19. Обозначение номера стандарта технических условий для шин, выпускаемых по ТУ | без года утверждения |
20. Норма слойности HC или PR | условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку |
21. Характеристика шины |
сведения о конструкции шины |
22. Условия и рекомендации по эксплуатации шины |
На сегодняшний день самыми современными и лучшими шинами для грузовиков и автобусов считаются радиальные шины ЦМК, т. е. с металлокордом в каркасе и брекере. Они превосходят шины с другими материалами корда в каркасе по весовым параметрам, ресурсу, сопротивлению качения и тепловому нагреву.
Одним из важнейших показателей автомобиля является топливная экономичность, существенно улучшить которую позволяет применение шин с низким коэффициентом сопротивления качению. В последнее время для задних мостов автомобилей-тягачей стали использовать вместо сдвоенных колес одну широкую шину равной грузоподъемности. Это позволяет за счет снижения сопротивления качению улучшить топливную экономичность автопоезда на 1...2%, но зато возникают сложности при выходе такой шины из строя, так как запасным колесом из-за его габаритных размеров машины не оснащают.
Максимальная скорость качения шины является важной характеристикой, ее условное обозначение – индекс категории скорости. Ниже приводятся индексы скорости, используемые на шинах для грузовых автомобилей и автобусов.
Индекс несущей способности (ИНС) – цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых и легкогрузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь).
Индекс категории скорости |
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
J
|
K
|
L
|
M
|
N
|
P
|
Скорость, км/ч |
60
|
65
|
70
|
80
|
90
|
100
|
110
|
120
|
130
|
140
|
150
|
ИНС
|
Нагрузка, кг
|
ИНС
|
Нагрузка, кг
|
ИНС
|
Нагрузка, кг
|
66
|
300
|
106
|
950
|
146
|
3000
|
67
|
307
|
107
|
975
|
147
|
3075
|
68
|
315
|
108
|
1000
|
148
|
3150
|
69
|
325
|
109
|
1030
|
149
|
3250
|
70
|
335
|
110
|
1060
|
150
|
3350
|
71
|
345
|
111
|
1090
|
151
|
3450
|
72
|
355
|
112
|
1120
|
152
|
3550
|
73
|
365
|
113
|
1150
|
153
|
3650
|
74
|
375
|
114
|
1180
|
154
|
3750
|
75
|
387
|
115
|
1215
|
155
|
3875
|
76
|
400
|
116
|
1250
|
156
|
4000
|
77
|
412
|
117
|
1285
|
157
|
4125
|
78
|
425
|
118
|
1320
|
158
|
4250
|
79
|
437
|
119
|
1360
|
159
|
4375
|
80
|
450
|
120
|
1400
|
160
|
4500
|
81
|
462
|
121
|
1450
|
161
|
4625
|
82
|
475
|
122
|
1500
|
162
|
4750
|
83
|
487
|
123
|
1550
|
163
|
4875
|
84
|
500
|
124
|
1600
|
164
|
5000
|
85
|
515
|
125
|
1650
|
165
|
5150
|
86
|
530
|
126
|
1700
|
166
|
5300
|
87
|
545
|
127
|
1750
|
167
|
5450
|
88
|
560
|
128
|
1800
|
168
|
5600
|
89
|
580
|
129
|
1850
|
169
|
5800
|
90
|
600
|
130
|
1900
|
170
|
6000
|
91
|
615
|
131
|
1950
|
171
|
6150
|
92
|
630
|
132
|
2000
|
172
|
6300
|
93
|
650
|
133
|
2060
|
173
|
6500
|
94
|
670
|
134
|
2120
|
174
|
6700
|
95
|
690
|
135
|
2180
|
175
|
6900
|
96
|
710
|
136
|
2240
|
176
|
7100
|
97
|
730
|
137
|
2300
|
177
|
7300
|
98
|
750
|
138
|
2360
|
178
|
7500
|
99
|
775
|
139
|
1430
|
179
|
7750
|
100
|
800
|
140
|
2500
|
180
|
8000
|
101
|
825
|
141
|
2575
|
181
|
8250
|
102
|
850
|
142
|
2650
|
182
|
8500
|
103
|
875
|
143
|
2725
|
183
|
8750
|
104
|
900
|
144
|
2800
|
184
|
9000
|
105
|
925
|
145
|
2900
|
185
|
9250
|
По материалам специализированного издания "Основные Средства", № 4/2005