Раздел «Обзоры рынка»: статья #48 (просмотров - 9448)


Бетоновозы из Ростова - история успеха

Статья из раздела Обзоры рынка

Бывший опытный заводик из Ростовской области сумел выдвинуться на передовые позиции в сегменте техники для доставки бетона.

Автобетоновозы Tigarbo на московских улицах не редкость. Покрашенные яркими красками, эти бетономешалки на колесах уже примелькались. Промышленный дизайн машин настолько не похож на то, что обычно представляет собой стройтехника российского производства, что кажется, будто эти агрегаты сделаны где-нибудь в Европе или в Турции на худой конец. Но это не так. Их родина — небольшой райцентр в донецкой степи Каменск-Шахтинский Ростовской области. Работающая на базе бывшего Каменского опытного механического завода компания «КОМЗ-Экспорт», успешно эксплуатируя бренд Tigarbo, в предельно короткие сроки стала лидером российского рынка автобетоновозов. Притом что по мощности это предприятие было отнюдь не самым крупным.

Чем не повод разобраться в причинах такого эффектного роста?

Перед поездкой, как и положено, предварительный анализ деятельности компании. Первая любопытная подробность — не многие российские машиностроительные заводы-изготовители имеют сборочные предприятия за рубежом, а вот у «КОМЗ-Экспорта» таких уже два: в индийском Ченнае и украинском Кременчуге. Предполагалось еще и создание СП в Арабских Эмиратах — в Дубае. Кроме бетономешалок компания занимается производством сварочных электродов, а также строительных клеев и смесей. В итоге вырисовался этакий небольшой промышленный конгломерат. А торговая марка Tigarbo вообще изначально была придумана для тушенки.

Наследие германского колониализма.

Выпускать автобетоносмесители Каменский опытный механический завод (КОМЗ) начал еще в 1979 году в рамках кооперации с немецкой фирмой Stetter (сегодня одна из структур Schwing Group). В основу этого лицензионного производства была заложена конструкция германского миксера. Однако с советских времен условия кооперации по определению не предполагали самостоятельности КОМЗ. По сути, до 1998 года основная масса техники, производимой Каменским заводом, отправлялась за рубеж. В ФРГ поставлялись полуфабрикаты - металлоконструкции смесительной установки: ланжероны, опоры, барабаны и проч. На местный рынок комплектные автобетоносмесители шли в сравнительно небольшом количестве. В общем, в ту пору за рубеж Каменский завод отправлял порядка 1000 комплектов установок, а для нужд советских строителей — в пять раз меньше. С распадом СССР подчинение германским кредиторам сохранилось. "На тот момент, как мы пришли на завод, — рассказывает генеральный директор ЗАО "КОМЗ-Экспорт" Гарик Арушанов, — пятьдесят процентов продукции поставлялось на экспорт. У завода были очень серьезные проблемы. Он был должен всем: банкам, поставщикам, кредиторам. Предприятие, по сути, стало банкротом. А все потому, что работать на немцев было экономически невыгодно. Цены на заготовки формировались по себестоимости. Доходило до того, что немцы приезжали сюда и диктовали, кому и сколько платить заработную плату. Фактически они оплачивали стоимость металла и себестоимость его переработки в полуфабрикаты". В 1998 году на базе КОМЗ была зарегистрирована фирма "КОМЗ-Экспорт". Основными ее учредителями выступили физические лица, в том числе Гарик Арушанов и его родственники. "КОМЗ-Экспорт" выкупил акции и долги Каменского опытного механического завода и стал им управлять по новым лекалам. С этого момента новая компания начала рассчитываться по долгам с немцами — те всегда давали предоплату, чтобы держать русских на крючке. Затем поставки в Германию были прекращены. Новые собственники увидели перспективу в производстве стройтехники, хотя на тот момент она просматривалась слабо. Проще говоря, спроса на автобетономешалки тогда особого и не было. Чтобы выжить и развиваться, "КОМЗ-Экспорт" чуть было не сменил профиль деятельности. С приходом новых собственников на предприятии было организовано производство карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) и строительного клея на ее основе.

От клея до бетономешалки

"Мое личное предприятие до нашего прихода на КОМЗ занималось производством клея КМЦ. И под торговой маркой Tigarbo мы этот клей продавали в Москве и Санкт-Петербурге. Это было маленькое производство, которое находилось здесь же, в Каменск-Шахтинском. Но с приходом на завод мы переместили его на эту промплощадку. Перевезли сюда все оборудование, расширили ассортимент. Начали даже изготавливать здесь сырье для клея — карбоксиметилцеллюлозу. Целлюлозу возили из Питера, реагенты — из Франции. Здесь же изготовили реакторы. Словом, отстроили полноценное химическое производство», — рассказывает Арушанов. Первые три-четыре года становления «КОМЗ-Экспорта» примерно 80% продаж компании приходилось на клей и сопутствующие товары. Прибыльная составляющая клея КМЦ была намного выше, чем у машиностроительной продукции. Такое положение сохранялось вплоть до 2002 года. К этому времени столичные строители, покупая каменск-шахтинский клей, стали узнавать торговую марку Tigarbo. Tigarbo — это на самом деле первые буквы имен основных учредителей ЗАО «КОМЗ-Экспорт», где слог gar указывает на имя генерального — Гарик. По словам Арушанова, «ассортимент продукции был очень широкий, двенадцать видов клея, столько же шпаклевок. Клей для плитки, клей для линолеума, строительные смеси. Но к 2002 году мы стали сворачивать этот бизнес. А в 2004 году законсервировали производство строительного клея и карбоксиметилцеллюлозы». «Почему?» — спрашиваю. «А потому, что утратили свои позиции в этой отрасли, — объясняет генеральный. — Нас обогнали такие гранды, как Akzo Nobel, Elit. Иностранцы появились на рынке. У нас, конечно, была возможность оборудование новое поставить, расширить что-то, но лидирующих позиций мы уже не достигли бы. И потому акционеры решили заморозить это производство. К тому же мы были ограничены в финансовых ресурсах. Мы уже для себя решили, что направим лишние деньги на машиностроение. Посчитали, что на рынке автобетоносмесителей сможем добиться большего». И действительно, к 2004 году «КОМЗ-Экспорт» выбился в лидеры по миксерам-бетономешалкам. И до 2006 года продолжал оставаться на пьедестале, контролируя примерно треть российского рынка миксеров. «Как вам это удалось?» — интересуюсь. «Во-первых, нас уже знали строители. Причем наиболее платежеспособные клиенты из Питера и Москвы. Мы со своим клеем работали со строителями напрямую — тогда еще не была развита торговая система, так что всех строителей знали в лицо. Во-вторых, мы принципиально не стали работать только на экспорт, хотя у нас была возможность сто процентов миксеров отправлять за рубеж. Мы старались все-таки российский рынок держать. И в-третьих, восстановили тот советский задел, что был на предприятии. Весь технический процесс, замеры, испытания, отдел технического контроля — все, что обеспечивает поддержание высокого уровня качества, вернули. Мы знали, как делаются бетономешалки, но стали их усовершенствовать. Собственно, каждый модельный год мы предлагаем рынку что-то новое. Кроме того, треть своей продукции реализуем самостоятельно, без дилерской сети. Это наше основное правило. Мы ему никогда не изменяем», — отвечает Гарик.

Бум на рынке строительной техники

«КОМЗ-Экспорту» повезло. С начала тысячелетия в стране начался строительный бум. Бетон превратился в ходовой товар, что сказалось на деятельности отечественных заводов-изготовителей. Внесло весомую лепту в увеличение потребностей в бетоновозах и повышение доли монолитного строительства. Тут бы и появиться на рынке западной технике, тому же Stetter. Но этот сегмент рынка оказался иностранцам не по зубам. При сопоставимом с российскими аналогами качестве импортные бетоновозы и бетоносмесители были слишком дороги для потребителя. Устанавливаемое на автомобильное шасси оборудование для транспортировки и приготовления бетона громоздко, материалоемко, а из высокотехнологичных агрегатов в нем лишь двигатель, приводящий во вращение барабан (если, конечно, миксер не с приводом от шасси), поэтому при стандартном наборе самых качественных комплектующих наши бетоновозы все равно была дешевле. Широкомасштабного наступления иностранных бетоносмесителей можно было не опасаться.Немаловажную роль сыграло и наличие на российском рынке удачного шасси «КамАЗ», в два-три раза дешевле западных автомобилей и даже на 10–15% — шасси белорусских «МАЗов». Для справки: в цене российского автобетоновоза примерно 65% стоимости составляет шасси. Арушанов добился успеха. «Раньше наш завод продавал продукцию немцам по 280 долларов за тонну металлоконструкций, — рассказывает он. — Сегодня мы продаем за 1800 долларов в пересчете на тонну металла. Наверное, только оружие в России идет по такой цене».

"КамАЗ" расстроил.

«КОМЗ-Экспорт» — частная компания и потому не раскрывает своих производственных и финансовых показателей. Единственное, на что указал Арушанов, — наращивание объемов производства не менее чем на 20% в год на протяжении десяти лет. Помогли с информацией местные СМИ. В частности, в одной местной газете было написано, что в 2006 году выручка «КОМЗ-Экспорта» превысила 44 млн долларов. Темп роста — 150%. Увеличение объема продаж связано в том числе с увеличением в 1,6 раза выпуска мобильных автобетоносмесителей. Однако есть подозрения, что с этого года в производстве миксеров на «КОМЗ-Экспорте» может произойти небольшой спад. Завод стал испытывать дефицит шасси. Дело в том, что контрольный пакет основного конкурента компании — Туймазинского завода автобетоновозов — не так давно приобрел сам «КамАЗ». И после этого стал загружать в первую очередь это предприятие, перенаправив на него потоки своих шасси. «Сегодня дефицит шасси “КамАЗа” на рынке, и это не секрет. Мы не можем купить столько их автомобилей, сколько хотим. В этом месяце нам вообще ни одной машины не загнали. В результате нам приходится переключаться на другое шасси. На бизнесе это никак не скажется. Но чисто психологически мы испытываем дискомфорт. Если раньше, три года назад, у нас было 80 процентов автобетоновозов на базе ”КамАЗа”, то сегодня всего лишь 20. И то сегодня единственным заказчиком выступает сам “КамАЗ”. Он поставляет свое шасси, мы делаем свои навески. Конечно, для нашего рынка шасси “КамАЗа” привычнее в эксплуатации. И потому тот, кто продает миксеры на базе “КамАЗа”, находится в привилегированном положении. Зато мы сегодня уходим в другую нишу. На другом шасси — Iveco, MAN — применяем более дорогие материалы», — говорит Гарик Арушанов.

Приоритеты в производстве бетоновозов.

Отсутствие на рынке шасси «КамАЗа», говорят в «КОМЗ-Экспорте», — не самая главная проблема. А главная — справиться с большим объемом заказов. Действительно, если пройтись по цехам, видно, что здесь довольно тесно, явно не хватает места для расширения производства. Завод ведь создавался как опытное производство. Тот же Туймазинский завод много просторнее, его мощности, по расчетам, в три раза больше. Поэтому в «КОМЗ-Экспорте» непрофильные производства собираются выводить. Например, сварочные электроды, которые тоже делают на базе предприятия (под брендом Tigarbo выпускается чуть ли не 70–80% этой продукции в Южном федеральном округе). По словам Арушанова, «это направление будет развиваться отдельно. Ведь оно отвлекает силы, ресурсы, людей. Мы собираемся построить новое производство, за восемь миллионов евро, и вывести туда электроды. Строить будут швейцарцы. Это будет что-то качественно новое, что даст нам серьезный скачок в снижении себестоимости производства электродов. Далее, мы хотим там же производить шлифовальные круги, что даст синергию со сварочным направлением. Кто покупает электроды, тот покупает и круги». Но основная задача все-таки производить все виды техники для бетона — автобетононасосы, автобетономешалки, цементовозы и асфальтобетонные заводы. Спрашиваю: «А если сейчас придет стратегический инвестор, вы готовы делиться собственностью?» «Нет, — твердо отвечает Арушанов. — Это все-таки наш проект. Наша программа. Нам это интересно. К тому же все эти годы мы во многом себе отказывали. Все делали для увеличения объема производства. Из-за этого мы работали на три–пять процентов рентабельности. Кто ж такой бизнес дорого купит?»

Мобильные бетонные заводы от Tigarbo.

Мне показывают новые разработки «КОМЗ-Экспорта». С недавнего времени здесь производятся и продаются мобильные бетонные заводы, в проекте асфальтобетонные мини-фабрички. «Комплексы, которые мы производим, — это заводы нового поколения. Они с одинаковой производительностью работают зимой и летом. Здесь полностью все автоматизировано. Наше собственное программное обеспечение. Это один из самых компактных вариантов такого рода мини-предприятий», — рассказывает исполнительный директор «КОМЗ-Экспорта» Дмитрий Сидоренко. Действительно, удобный интефейс. Человек с ноутбуком достаточно свободно управляет махиной примерно десять метров высотой. «Мы хотим делать комплексы по производству бетона. То есть продавать не просто оборудование, а уже полностью готовый и экипированный техникой завод со своим бизнес-планом. Сегодня по интернету можно следить за работой такого предприятия. Из любой точки мира — мы и такую услугу предоставляем», — убежденно говорит Арушанов. «КОМЗ-Экспорт» уже предлагает бетонную франшизу. Приобретя ее, инвестор может организовать производство бетона, пользуясь управленческими ноу-хау каменского производителя. Ноу-хау состоит как раз в разработанной специалистами предприятия автоматизированной системе управления заводом. Франчайзинговое соглашение предполагает, что инвестор покупает оборудование для организации бетонного завода, получая при этом скидку, и производит бетон под маркой Tigarbo. Предлагаются мини-заводы двух типов — производительностью 40 и 60 кубометров бетона в час. «КОМЗ-Экспорт» берется проводить техническое обслуживание предприятия. Франшиза обходится покупателю в полтора-два евро с одного кубометра бетона. В год предприятие уже производит 18 таких комплексов. В это новое направление «КОМЗ-Экспорт» направляет до 15% прибыли. «Это очень капиталоемкий бизнес, и потому для дальнейшего развития мы готовимся к выходу на фондовые рынки. Рассматриваем вариант стать публичной компанией, — резюмирует Арушанов. — Но в любом случае делать это будем постепенно. Вплотную планируем заняться к 2009 году. После реорганизации электродного производства».

«Эксперт» №35(576) / 24 сентября 2007


Дата публикации:
Все статьи раздела «Обзоры рынка»

Самые читаемые статьи раздела «Обзоры рынка»:

Статья по строительству на StroyFirm.Ru 12.10.2007 23:50
Рынок китайских экскаваторов. Продажи экскаваторов в Китае в 2006 г.
За последние десять лет объем производства и продаж экскаваторов в Китае стабильно рос в среднем на 30% в год. Учитывая серьезную политику государственной поддержки, рынок экскаваторов в Поднебесной республике, безусловно, сохранит тенденцию устойчивого роста.
Раздел: «Обзоры рынка»



Статья по строительству на StroyFirm.Ru 12.10.2007 23:50
Как покупать спецтехнику на аукционе в Японии
Строительные и сырьевые компании многих стран мира прошли этап пополнения собственных технических мощностей за счёт приобретения подержанной спецтехники иностранного производства. И многочисленные ком...
Раздел: «Обзоры рынка»
   Статья по строительству на StroyFirm.Ru 12.10.2007 23:50
Профессия дальнобойщика
Профессия дальнобойщика еще с советских времен считалась трудной, но престижной и высокооплачиваемой....
Раздел: «Обзоры рынка»
Статья по строительству на StroyFirm.Ru 16.09.2014 00:53
Обзор российского рынка автосервиса
В период с 2010 по 2014 год темпы роста рынка автосервисов в денежном выражении находились на уровне 15-20%. По данным «Рестко-Холдинг», объем рынка автосервисов в России в 2010 году составил 13.5 млр...
Раздел: «Обзоры рынка»
   Статья по строительству на StroyFirm.Ru 12.10.2007 23:50
Сборка иностранных грузовиков в России
Ведущие иностранные компании заявляют о скором запуске в России собственных сборочных предприятий по выпуску грузовиков. Некоторые компании, впрочем, уже имеют свои заводы в России....
Раздел: «Обзоры рынка»

Все статьи >>


Раздел каталога фирм: Строительная техника


  
 
  Время генерации страницы: 0,0997 сек.
2007-2024 Ex-Kavator.Ru написать нам
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика