По данным Комитета автопроизводителей АЕВ за 8 месяцев 2014 года в России продано 1,58 млн. новых автомобилей, что на 12,1% меньше чем за аналогичный период 2013 года.
Вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, расположились: Renault продавший 124,0 тыс. авто, KIA - 122,9 тыс. и Hyundai - 117,4 тыс.
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике среди крупных производителей третий месяц подряд лидирует Nissan 18% роста, на втором месте Mercedes-Benz 16% и на третьем Mazda 15%. В отстающих по-прежнему Ford -43%.
Среди моделей следом за Ладой расположились: Hyundai Solaris, KIA Rio и Renault Duster.
Продажа новых авто в августе месяце ознаменовались очередным рекордным падением в 25,8%. На фоне роста продаж в Европе, США и в Мире в целом эти показатели выглядят более чем мрачно и, скорее всего, отражают общее состояние экономики.
К катастрофическому падению привело замедление роста российской экономики: ослабление курса рубля, снижение уровня уверенности потребителей, уменьшение темпов розничных продаж, снижение темпов роста ВВП.
По мнению экспертов, существенное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: внешнеполитические факторы привели к разрушению торговых связей, а также к падению фондового рынка. На фоне этого в стране вырос страх безработицы. «Когда у людей нет уверенности в завтрашнем дне, они стремятся меньше тратить на товары длительного пользования - дорогую электронику, автомобили и недвижимость, опасаясь снижения доходов в будущем» - говорит старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.
Нестабильная экономическая ситуация напрямую повлияла на российские банки, которые вынуждены были ужесточить политику в отношении заемщиков. Увеличение процентной ставки в России, где до 90% автомобилей покупается в кредит, нанесло серьезный удар по отечественному авторынку.
Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ:
«Август был еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей, хотя это вряд ли удивило кого-нибудь в индустрии. Недавно объявленная государственная программа по утилизации и «трейд-ину» автомобилей вселила надежду, что падение рынка может быть остановлено. Будет ли это так или нет, зависит от того, как быстро эта программа будет запущена с тем, чтобы участники рынка смогли ею воспользоваться».
На вторичном рынке по итогам первого полугодия впереди Ford Focus. Далее расположились: Opel Astra, Chevrolet Lacetti, Mitsubishi Lancer, VW Passat, Skoda Octavia, Ford Mondeo, Kia Ceed, Chevrolet Aveo и Hyundai Getz.
Прогнозы продаж автомобилей в России в 2014 году
Падение продаж автомобилей в России в 2014 году может составить от 0,7% до 6,5%. Об этом говорится в презентации, представленной заместителем министра промышленности и торговли РФ Алексеем Рахмановым на форуме Института Адама Смита.
Оптимистичный сценарий предполагает падение продаж легковых, грузовых автомобилей, а также LCV и автобусов на 0,7% (до 2,89 миллиона автомобилей), производство автомобильной техники при этом вырастет на 3,7% (2,27 миллиона штук).
Согласно базовому сценарию, авторынок в 2014 году сократится на 2,8% (2,83 миллиона автомобилей), производство в России вырастет на 1,5% (2,23 миллиона автомобилей).
Пессимистичный прогноз предполагает снижение продаж и производства автотехники на 6,5% (2,72 миллиона штук) и 1,6% (2,16 миллиона штук) соответственно.
По прогнозу Рахманова, ждать оптимистичного сценария не стоит. Авторынок в 2014 году будет развиваться либо по базовому, либо по пессимистичному направлению.
Прогноз аентства PricewaterhouseCoopers выглядит ещё пессимистичнее. Как рассказал старший менеджер агентства Сергей Литвиненко, компания ожидает снижение рынка по итогам этого года на 12% до 2,3 миллионов автомобилей. Ранее называлась цифра 8%, теперь эти данные считаются оптимистическим прогнозом.
В качестве основной причины падения рынка Литвиненко назвал экономическую ситуацию в стране. «Наметившаяся в последние годы тенденция к замедлению темпов роста российской экономики усилилась в начале 2014 года. Снижение уровня уверенности потребителей и замедление темпов роста розничных продаж, снижение темпов роста ВВП и угроза стагнации экономики, ослабление курса рубля – данные тенденции оказали существенное влияние на автомобильный рынок в этом году», - рассказал Литвиненко.
Кроме того, по словам эксперта, существенное влияние на авторынок оказала неопределенность и последствия ситуации вокруг Украины и Крыма. «Внешнеполитические факторы негативно влияют на динамику цен на автомобили и процентные ставки по автокредитованию. Ожидаемое снижение прямых инвестиций также оказывает негативный эффект на развитие автопроизводства в России», - добавил Литвиненко.