Сегодня Китай является самым крупным в мире производителем сельхозпродукции. Кроме этого, КНР входит в пятерку крупнейших производителей металлов, угля, нефти, газа, полезных ископаемых. А в последнее время Китай стал претендовать на первое место на рынка строительной и дорожной техники.
Несколько лет назад в России "начали заниматься строительством". Пока не слишком хорошо, но повсеместно. Ушло в небытиё "смутное время" 1990-х годов, когда все в стране разворовывалось и разрушалось. Сейчас мы опять строим дороги, дома и даже принялись за заводы и фабрики. Появилась потребность в новой строительной техники, и всем стало понятно, что Российские предприятия не в состоянии удовлетворить возросшую потребность в спецтехники. Образовались очереди на покупку иностранной спецтехники. Сроки на поставку техники известных марок превышает год.
Казалось бы, наступила долгожданная пора для нашего машиностроения. Но наши предприятия не используют исторический момент, и мы в который раз становимся свидетелями новой зарубежной экспансии. Китай оказался как всегда тут как тут.
В Китае существует машиностроение, и не просто существует, а готово завалить своей продукцией весь мир в рекордно короткий срок. Выставка строительная техника и технологии, хорошо характеризует процесс завоевания китайцами нашего рынка. Большие выставочные пространства, большое количество техники, разнообразие марок и моделей. И тенденция уже определена, хотя пока бесспорные лидеры, такие как Komatsu, Liebherr, VOLVO занимают больше выставочного пространства. Китай со своими марками SHAANXI, BEIFANG BENCHI, XCMG и др. намерен потеснить и их, и наших производителей.
Насколько качественна китайская техника и насколько она пригодна для Российских условий говорить рано - не хватает статистики.
Одна из причин успешного выхода фирм из Поднебесной на международные рынки - это низкая цена. Другая причина - это не дорогая эксплуатация спецтехники за счет низких цен на запчасти и расходные материалы, широкий модельный ряд и большое разнообразие дополнительного оборудования.
Многие продавцы китайской спецтехники говорят, что, их техника это точная копия MAN или Mercedes. Что, китайцы обмеряют оригинал и создают на своих заводах точную копию. Но вы наверное не раз видели "точные копии" SONY или PANASONIC на китайских рынках, они мягко говоря не совсем соответствуют оригиналу, хотя бывают и исключения.
Одно дело изготовить копию и совсем другое - создать собственное производства, на что в Японии или Европе ушли многие годы. Это не пошив курток с лейблом ADIDAS, когда копия может быть в точности как оригинал. Нужны собственные конструкторские решения, которые позволят добиться большего эффекта.
Существует много вопросов по качеству материалов из которых изготавливается китайская спецтехника, в том числе по качеству стали, использующейся при производстве техники. Много вопросов также и по обработке узлов и деталей, по защитным покрытиям и покраске машин.
Точность изготовления элементов ходовой, трансмиссии и двигателя, тоже не всегда соответствует современным мировым стандартам. Для этого надо внедрять прогрессивные технологии обработки, что требует более высокой квалификации персонала и современного оборудования.
На сегодняшний день в России практически нет сервисных станций для технического обслуживания спецтехники китайского производства.
Нужно отметить большую нехватку на территории России развитой сервисной сети для обслуживания спецтехники китайского производства. Создание развитой сервисной сети, как это организовано в европейских странах, еще довольно далекая перспектива. Сейчас, делая большие денежные вложения, покупатель рискует столкнуться с проблемами эксплуатации малознакомой техники. Это не КАМАЗ, который любой механик знает как свои пять пальцев.
Кажется, что проблем с китайской техникой много, но при всем при этом её становится все больше! Технику покупают. Она работает, а не стоит под забором как многие говорят.
Бездействие Российских производителей удивляет. В то время как в Китае буквально на глазах строятся новые заводы, у нас нет возможности модернизировать существующие предприятия. Неужели лет через десять вместо привычных КамАЗов и Уралов мы так же привычно будем наблюдать за работой SHAANXI или XCMG, BEIFANG? Пора признать: причина плачевного состояния дел на российских предприятиях - неэффективное управление, не способность руководить производством в условиях современного рынка, не умение использовать благоприятное время для развития бизнеса.