Jaguar Land Rover Ltd. – официальное название британской автомобилестроительной компании, материнской компанией которой с 2008 года является индийская Tata Motors. Специализация «Jaguar Cars Ltd.» – производство автомобилей «люкс» класса. Штаб-квартира расположена в Великобритании, в Ковентри.
Это в настоящее время … А в далеком 1922 году в северном британском приморском городе Блэкпул два компаньона - Уильям Уолмсли и Уильям Лайонс организовывают компанию по производству мотоциклетных колясок. Будущие компаньоны знакомятся в 1921 году. У.Лайонс, на тот момент прошедший обучение в компании «Crossley Motors» и окончивший техническое училище, а Уильям Уолмсли, поселившийся по соседству, занимаются модернизацией военных мотоциклов для гражданских нужд, оснащая их колясками. Этакая конверсия того времени. Основанная Лайонсом и Уолмсли, компания получает название «Swallow (ласточка) Sidecar» (SS) и по-прежнему продолжает выпускать мотоциклетные коляски.
«SS I»
Дальнейшим развитием деятельности «Swallow Sidecar» стала разработка и производство кузовов для автомобилей. Первым детищем компании стал автомобиль «Austin Seven Swallow», произведенный в 1927 году совместно с британской автомастерской Henly. Объемы производства были невелики - 12 автомобилей в неделю. Однако, после переезда в Ковентри (1928г.), производство достигает 50 машин за тот же период времени. Желая расширить бизнес, Лайонс приступает к разработке собственной модели, которая появилась в 1931 году под обозначением «SS I». Модель была достаточно хорошо встречена и имела успех у публики. Британский журнал «Motor» в 1932 году отзывался о «SS I», как новом тип автомобиля, имевшем все атрибуты спортивного авто, вкупе с впечатляющим внешним видом и утонченным стилем. Следующей моделью становится «SS II», а через год выпускается новый спорт купе «SS I Tourer» - машина занявшая первое место на альпийском ралли 1934 года в командном первенстве.
«Ягуар-СС»
К середине 30-ых годов пути основателей компании расходятся. Камнем преткновения стала перспектива дальнейшего развития фирмы. Лайонс мечтал о дальнейшем расширении производства, тогда как Уолмсли довольствовался теми скромными, но стабильными достижениями, имевшимися у компании. Выкупив у Уолмсли его долю в «Swallow Sidecar», Лайонс становится полным владельцем фирмы.
В это время разработкой двигателей начинает заниматься Уильям Хейнс, ставший первым автором знаменитого «ягуаровского» мотора. Созданная в 1936 году модель получает название «Ягуар-СС», тем самым, как бы выделяя желание конструктора подчеркнуть ее мощь и стремительность, свойственные дикой кошке. Дебютная модель под новым названием «Ягуар» поражает публику не только своим оригинальным внешним дизайном и динамическими характеристиками, но и приемлемой стоимостью.
«Jaguar Cars Ltd»
Начавшаяся вторая мировая война быстро внесла свои коррективы в деятельность компании. Автомобильное производство сворачивается, и выполняются заказы министерства обороны. 1948 год знаменуется возобновлением автомобильного производства и сменой названия компании на «Jaguar Cars Ltd», т.к. аббревиатура «SS» прежнего названия фирмы была, своего рода, напоминанием о нацизме.
Работа над новой серией моделей, получивших название «Х», положила начало серии автомобилей «Jaguar ХК». На Лондонском автосалоне 1948 года компанию ожидает новый успех с ее новинкой «Jaguar ХК120». Эта модель, укомплектованная новым 105-сильным двигателем, с легкостью разгоняется до 126 км/ч и признается самым быстрым на то время серийным автомобилем. В 50-е годы выпускаются модели «Jaguar ХК Mark V», «Jaguar ХК Mark VII» и «Jaguar ХК 140». В это же время происходит череда ярких спортивных побед гонщиков команды «Jaguar», которые на моделях «D-Type» и «C-Type», оснащенных адаптированными двигателями ХК, семь лет подряд выигрывали гонки в Le Mans. Созданные в послевоенный период великолепные модели позволили компании «Jaguar» войти в мировую автомобильную элиту.
«Jaguar ХК Е-Туре»
С начала 60-ых годов конструкторы компании начинают работу над моделью Е-Туре, ставшей преемницей D-Type. Модель Е-Туре уже не имела хищных изгибов кузова своей предшественницы, а была наделена стильными и чувственными линиями, оснащалась двигателем ХК объемом 3.8л и абсолютно новой задней подвеской. На Женевском автосалоне 1961 «Jaguar ХК Е-Туре» вызывает оглушительный успех. Модель «Jaguar ХК Е-Туре», по праву, считается наиболее ярким выражением инновационного мышления и стиля того времени.
«Jaguar XJ6»
Представленный широкой публике в 1968 году седан «Jaguar XJ6», становится «автомобилем года» и завоевывает множество других наград. «XJ6» имеет новый дизайн кузова и два варианта исполнения – с двигателем 4.2л и 2.8л. Модернизированная версия этой модели с 12-цилиндровым двигателем (311 л.с.), появившаяся в 1971 году под названием «Jaguar XJ12», долгое время была самым мощным автомобилем компании «Jaguar». Благодаря проведенному рестайлингу, увеличению колесной базы, в результате чего габариты машины стали больше, модели «XJ6» и «XJ12» становятся самыми престижными седанами. Одновременно налаживается выпуск модели «XJ», которая представляла собой двухместное закрытое купе, и способная развивать скорость до 250 км/час.
Следующим продолжателем славных спортивных традиций «ягуаров» ставится «Jaguar XJ-S» (г.в. 1975), одержавший победы на чемпионатах мира в 1977, 1978 годах. Машина производилась с подвеской Е-Туре и оснащалась 12-цилинровым двигателем.
В 1986 году компания представляет модель XJ6. В комплектацию автомобиля входили: усовершенствованный двигатель (AJ-6) с 24 клапанами, изготовленный из алюминия, современная электронная система управления, включающая в себя компьютер. Продолжается выпуск линейки спортивных автомобилей «Jaguar XJ-S» с новыми рядными шестицилиндровыми двигателями AJ6 с двумя типами головок блока цилиндров, объемом от 3.6л до 4л.
Слияние автомобильных компаний
В конце 80-ых годов начинается волна слияний автомобильных компаний, которая не миновала и «Jaguar», который в 1989 году был куплен автоконцерном «Ford». При совершении сделки «Ford» взял на себя обязательства сохранить целостность марки, в дальнейшем развивая концепцию «Jaguar». Выпускаемый с 1991 по 1994 годы модельный ряд «XJ» был подвергнут рестайлингу, в результате чего претерпел изменения дизайн кузова, увеличились его габариты и колесная база, в интерьер салона были внесены изменения, повышающие класс автомобиля. Улучшенная динамика разгона обеспечивалась двигателем мощностью 326 л.с., объемом 4 литра. Двигатель "Ягуар" оснащался турбонаддувом, что было применено впервые в серийно выпускаемых седанах с повышенной комфортностью. В 1996 году морально устаревшая модель «XJ-S» сменяется спорткаром «ХК8» с двигателем V8, пятиступенчатой АКПП и подвеской, управляемой компьютером. 1998 год – презентация «S-Type», 2000 год – «F-Type» и «Х-Type». Все перечисленные модели вошли в перечень лучших европейских автомобилей 90-ых годов.
Участие в престижных гонках «Формула-1»
В 2000 году команда «Jaguar» подает заявку на участие в престижных гонках «Формула-1». Для этого налаживается специальный выпуск моделей «Jaguar R» с двигателями «Cosworth».
С 2008 года «Jaguar Cars», находясь в составе группы «Jaguar Land Rover», подконтрольна индийской автомобильной компании «Tata Motors». «Jaguar Land Rover» владеет тремя заводами в Великобритании и одним в Индии. В планах на ближайшее будущее - открытие производственных мощностей в Саудовской Аравии и Китае. Компания «Jaguar» - один из крупнейших автопроизводителей, специализирующихся на выпуске легковых автомобилей с кузовом спорт купе, а также - концепт седанов «люкс» класса.